Новые Известия
Древним американским бомбардировщикам В-52 продлят жизнь до середины века
9 марта, 13:01
Армия
Древним американским бомбардировщикам В-52 продлят жизнь до середины века
Представители корпорации Boeing и американского подразделения британской компании Rolls-Royce объявили о начале работ над новым двигателем для легендарных стратегических бомбардировщиков

Александр Сычев

Контракт стоимостью около 2,6 млрд долларов был заключен в сентябре прошлого года. Этап разработки и производства продлится до 2026 года. Всего планируется изготовить 650 двигателей.

Бомбардировщик В-52 разрабатывался в конце 40-х — начале 50-х годов прошлого века. Он должен был доставлять две термоядерные бомбы большой мощности до любой точки СССР. Боевой радиус В-52 Stratofortress составляет около 7,2 тыс. километров, а перегоночная дальность — 16 тыс. Самолет способен развивать скорость до 950 километров в час и нести бомбовую нагрузку массой до 31 тонны. Это могут быть ядерные и обычные боеприпасы.

Концерн Boeing поставлял эти самолеты ВВС США до 1962 года, и в настоящее время в строю осталось 76 штук. Самому молодому из них вот-вот стукнет 60 лет. Но несмотря на свой преклонный возраст, В-52, по-прежнему, остается основным самолетом дальней бомбардировочной авиации американских ВВС.

В принципе, в Пентагоне уже ставили вопрос о полном списании всего парка В-52 к 2030 году, но в нынешние стратегические раскладки Вашингтона, пытающегося всеми способами сохранить свое лидерство в мире, выход из строя такого количества стратегических бомбардировщиков не входит. Воздушному ядерному флоту середины прошлого века решили продлить жизнь до середины нынешнего – до 2050 - 2060 годов. «Компания Pratt and Whitney сделала отличный двигатель, который очень хорошо послужил, но срок его годности подходит к концу, - сказал Роберт Гасс, менеджер по стратегическому развитию и инвестициям компании Boeing. - Мы должны действовать сейчас, чтобы сохранить жизнеспособность B-52».

Новую жизнь бомбардировщику даст двигатель F130 от компании Rolls-Royce. Замена двигателей необходима по нескольким причинам. Одна из них возросшая цен обслуживания и ремонта старых двигателей TF33, созданных компанией Pratt and Whitney в начале 1960-х годов. Двигатели практически выработали свой ресурс, их пора уже менять, а поддержание в рабочем состоянии становится все проблематичнее. К тому же, TF33 создавался по технологиям, которые не очень заботились об экономичности.

Версия двигателя F130 для бомбардировщика разработана на базе силовой установки BR725, используемой на бизнес-джетах Gulfstream G-650, а также на военных самолетах C-37 и E-11. Гражданские и военные самолеты с этими двигателями уже налетали больше 29 млн часов и доказали свою надежность. Новый двигатель способен развивать тягу до 75,6 килоньютона, такую же как TF33, но с гораздо меньшим расходом топлива.

Особенностью работ по модернизации бомбардировщиков, и на это особенно напирали устроители пресс-конференции, стало то, что проектирование велось полностью в цифровом 3D-формате.

Процесс проектирования начался с создания цифровой карты систем самолета B-52 и их функционирования. После этого конструкторы разработали 3D-модели двигателей и гондол, в которых они размещаются, а также других компонентов бомбардировщика, подлежащих замене. Цифра позволила буквально увидеть, как различные детали взаимодействуют, в каких местах возникает конфликт между деталями и узлами, которые конструируют другие группы инженеров.

Изменениям, в частности, подвергли конструкцию мотогондол. Их на В-52 четыре и в каждой установлено по два двигателя. В результате гондолы получились даже лучше, чем старые – новый двигатель можно будет обслуживать и ремонтировать, не снимая с самолета. Новые двигатели позволили увеличить дальность полета и сократить финансовые издержки на топливо и техническое обслуживание. В результате примененного цифрового моделирования техники, отвечающие за поддержание двигателей в рабочем состоянии, получат электронные документацию и руководство по ремонту.

Испытания двигателя в подправленной гондоле начнутся в четвертом квартале нынешнего года в космическом центре NASA Stennis в штате Миссисипи. А первая группа модифицированных B-52 вернется в эксплуатацию к концу 2028 года.

По мере установки новых двигателей будут модернизировать также связанные с ними подсистемы, включая электрические генераторы и пневматику. Помимо этого, B-52 получит новые дисплеи в кабине пилота и цифровые средства управления, новые стойки и конструкции для двигательных гондол и другое оборудование.

В общей сложности на всю программу модернизации стратегических бомбардировщиков В-52 планируется потратить 11,9 млрд долларов. С новой начинкой B-52 приблизится к своему столетнему рубежу. Но, как говорят в Пентагоне, это уже будет последний make up («макияж») перед окончательным списанием символа эпохи «холодной войны».