Новые Известия
Реальность исчезнет, иллюзия останется: что теряет страна вместе с уходом кока-колы
17 июня, 16:28
Реальность исчезнет, иллюзия останется: что теряет страна вместе с уходом кока-колы
Долгая конкуренция двух легендарных брендов пепси-колы и кока-колы в России, кажется, закончилась

Известно, что пепси-кола пришла в нашу страну раньше кока-колы: одним из условий проведения Олимпиады-80 было наличие напитка, вкус которого признан во всем мире, и советское правительство выбрало пепси-колу - говорят, во многом потому, что она меньше ассоциировалось с США (и якобы была ближе к демократам, а не республиканцам). Первый завод по разливу Пепси в СССР пепси был открыт в 1973 году; на олимпиаде кока-кола продавалась только завезенная + получила разрешение производить в СССР напиток фанта.

Триумфальный приход кока-колы в СССР в 1988 году под слоганом "Вкус свободы" поставил компанию Пепсико в трудную ситуацию, ведь теперь западные ценности молодежи продавал ее конкурент, а она запятнала себя сотрудничеством с режимом. И тогда был рождён слоган, воспетый в 1999 году в романе "Generation П" Пелевиным: «Новое поколение выбирает пепси». То есть - да, кока-кола пришла, но подлинная свобода - когда есть выбор, и этот выбор можно сделать в пользу синего, а не красного. Тем более что кока-кола больше делала акцент на семейных ценностях, пепси - на молодежных, после экспериментов со вкусом она еще в 1985 году вернулась к формуле Классик, а пепси активно экспериментировала с добавками, формой и объемом бутылок и пр., кока-кола предлагала жару и праздник в холод, а пепси-кола - холод и праздник в жару.

Интересно, что в нашей стране кока-колу начали называть просто колой - по напитку, а пепси-колой - просто пепси, то есть по производителю.

Тот же самый выбор - между синим и красным - был предложен Нео и Сайферу в фильме "Матрица" (1999 год!): красная таблетка вела в "правдивую реальность" настоящего мира, синяя - в "неизвестность иллюзии" Матрицы... И вот теперь кока-кола уходит, пепси - (пока?) остается с нами...

Впрочем, наши младшие дети продегустировали настоящую и поддельную кока-колу - и не почувствовали особой разницы (как я несколько лет подряд на семинаре по Пелевину предлагал отличить на вкус кока-колу и пепси - далеко не все студенты справлялись с задачей, хотя были и гурманы).