Новые Известия
Гудбай, Болонья! Россия отказывается от международной системы образования
25 мая, 14:50
Гудбай, Болонья! Россия отказывается от международной системы образования
Фото: Соцсети
Толком не сумев внедрить в стране Болонскую системы высшего образования, власти решили ее упразднить.

Иван Зубов

Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что «насколько ему известно», все фракции «за» выход российского образования из Болонской системы. Это означает, что отказ от этой системы высшего образования - вопрос решённый. Ранее, как известно, глава Министерства науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил, что ведомство намерено отказаться от Болонской системы высшего образования.

Как известно, основой Болонской системы являются стандарты образования, которые признаются во всех государствах-участниках, а также возможность стажировки в европейских вузах, поскольку одной из утилитарных задач системы, является обеспечение возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Отсюда же введение системы обучения, основанной на двух циклах. Внедрение кредитов по типу ECTS (European Credit Transfer System) - европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости изучения дисциплин, для поддержания студенческой мобильности. Содействие мобильности, как студентов, так и преподавателей.

Поэтому, решение отказаться от этой системы имеет по меньшей мере политическое объяснение: остановить «утечку мозгов» из России. Об этом пишет в своем блоге аналитик Константин Синюшин:

«Когда вам вдруг на советском новоязе рассказывают, что «болонская система образования - это ужасное западное влияние на российские университеты» на русский язык это правильно переводится, как «партия и правительство пытается не допустить признания дипломов за границей и, как следствие, отъезда всех новых выпускников по программе блюкард».

Политолог Илья Гращенков уверен, что резко выходить из Болонской системы – это недальновидно:

«По сути, главная задача двухуровневой системы – всю жизнь учиться (менять или расширять компетенции). Советская же система, напротив, учила человека «на всю жизнь», не позволяя быть мобильным на рынке труда. К тому же в последние годы мы серьезно вложились в этот процесс и теперь вновь начинать с нуля будет сложно.

Поэтому болонская система фиксирует три основные задачи. Образование в течение всей жизни как актуальная стратегия европейских вузов. Усиление роли студенчества в осуществлении болонских реформ. Повышение привлекательности вузов Европы (борьба за «умы», «престиж», «деньги»).»

Эксперты канала «Методичка», впрочем, посмотрели на эту проблему еще глубже:

«Проблема выхода России из Болонского процесса только одна – никто не понимает, а что это в итоге даст?

В ультрапатриотических кругах принято считать, что так и надо, мол, советское образование было лучшим в мире, а Болонскую систему к нам притащили тайные враги-либералы, которые время от времени пробираются в правительство, чтобы ухудшить качество образования и убить остатки советской науки.

И действительно, качество образования ухудшается, а остатки советской науки отмирают, но, будем честны, не из-за того, что теперь есть магистры и бакалавры вместо специалистов, а от того, что образование и наука хронически недофинансированы. Низовой состав преподавателей зарабатывает меньше доставщиков еды. В СССР кандидат наук – это был человек, которому положены материальные блага, делавшие его представителем верхнего среднего класса, а теперь кандидатская может гарантировать только одно – нищету.

В общем, вопрос не в Болонском процессе обучения, а в желании и возможности развивать науку и высшую школу.»

К тому же, по словам экспертов, выяснилось, что отнюдь не все пункты Болонского соглашения внедрены в систему высшего образования России. К примеру, Болонская декларация предполагает «независимость и автономность университетов», которой в российских вузах как не было, так и нет. Кроме того, Болонское соглашение было реализовано в России без учета специфики и традиций отечественной системы образования, а потому и привела к потере имеющихся достижений. В-третьих же, налицо неправильный, насильственный характер «болонизации» в России: без должного внимания остались научные вузовские исследования, вопросы содействия молодым ученым, финансирования высшей школы и так далее, и тому подобное…

То есть получилось в России как обычно: была внедрена только внешняя форма и почти полностью проигнорировано содержание. Зато теперь можно с легким сердцем «упразднить» то, что, мягко говоря, не получилось…