Posted 31 декабря 2017,, 11:12

Published 31 декабря 2017,, 11:12

Modified 7 марта, 17:07

Updated 7 марта, 17:07

Блогосфера,31 декабря: в Иране происходит похожее на революцию

Блогосфера,31 декабря: в Иране происходит похожее на революцию

31 декабря 2017, 11:12
Фото: AFP
Неожиданные предновогодние новости приходят из Ирана. Города главного союзника России на Среднем Востоке охвачены антиправительственными демонстрациями, как это было восемь лет назад. Но есть и отличия - на этот раз протестуют вовсе не мирные "хипстеры", а"улица" и потому протесты куда более брутальны.

Информация о первых массовых акциях протеста появилась в российских социальных сетях еще в пятницу. "По всему Ирану начались массовые акции протеста, - писал телеграм-канал Беларусь головного мозга. - Самая большая - во втором крупнейшем городе Ирана трехмиллионном Мешхеде. Лозунги самые радикальные: "Смерть Рухани", "Смерть диктатору", "Забудьте про Сирию, вспомните о нас".

Почему протестуют? Сильно упал уровень жизни. Чудовищное расслоение, бедность и отсутсвие перспектив. В стране идёт массовый набор наёмников на войну в Сирию, обратно возвращаются тысячи гробов. Этот фактор является главным раздражителем. Безработица растёт, всего в стране уже более 3 миллионов безработных.Комендантский час введен в 11 городах. Интернет там чрезвычайно закрытый, миллионы жителей сидят в телеграме и его аналоге, созданном специально под Иран. Координация идёт жесточайшая, самые крупные оппозиционные каналы имеют по несколько миллионов подписчиков".

Сразу же появились сообщения с призывами недоверчиво относиться к новостям из Ирана. "Многотысячные акции протеста" это те же сходки местных навальных, что и у нас, - писал телеграм-канал Пяр во время чумы. - Инфопоток качает иранское (на самом деле нет) радио "Фарда", филиал "Радио Свобода". На русскоязычную аудиторию волну разгоняют украинские СМИ. Все там ровно. Обычная демократия по-ирански".

Но уже на следующий день пытаться замять очевидное становилось всё более невозможно. "Свежее по Ирану. Там похоже началась Иранская весна, - сообщил телеграм-канал Вечерний политрук. - Сожгли дом губернатора в Харрамаде, что столица провинции Лурестан... Министр IT Ирана написал на фарси обращение к Дурову (находящемуся в ОАЭ) о том, что Телеграм используется вооруженными бастующими".

"Министр информационных технологий Ирана через Твиттер призвал Павла Дурова заблокировать телеграм-каналы (не упоминая конкретный, но речь шла об @amadnews, прим. мое) за публикацию призывов к насилию и рецепты по изготовлению коктейлей Молотова, - пишет телеграм-канал Телеграм-маркетинг. - Примерно в 10 вечера по Тегерану, @amadnews был заблокирован, а Эдвард Сноуден в Твиттере начал упрекать Телеграм в небезопасности и рекомендовать использовать Signal, Tor и Whatsapp. Сейчас Дуров и Сноуден ведут публичную полемику в Твиттере (к ней подключился и саппорт Телеграм с официального аккаунта. Дуров справедливо обращает внимание Сноудена на то, что публичные каналы - сущность, которая никаких образом не связана с "приватными переписками" и призывы Эдварда - пустое место, прим. мое).

В это же время, в Тегеране и многих других иранских городах происходит серия антиправительственных протестов, связанная, в основном, с растущей стоимостью жизни в стране. И вот она, сила виртуальности: после блокировки @amadnews, их резервный канал @amadnews1 растет со скоростью в 10к людей в секунду (и сейчас насчитывает уже 500 тысяч подписчиков, у оригинала было 1 млн. 300 тысяч, прим. мое)".

"В последние несколько дней в ряде городов Ирана нарастают акции протеста, которые помимо экономических, выдвигают и политические требования, - пишет Борис Рожин. - Помимо требований связанных с снижением цен, отмечаются призывы направленные на свержение Роухани и Хоменеи, а также требования вывода КСИР с территорий других стран. Протестующие (в основном, молодежь) заняли ряд административных зданий и сожгли несколько портретов Хоменеи. Полиция в свою очередь предупреждает, что будет жестко разгонять. В текущих беспорядках уже погибло несколько человек и десятки получили ранения. При попытках нападения на офисы КСИР и полиции, силовики стреляли на поражение и убили несколько нападавших.

На западе уже затянули унылую шарманку, как будто машиной времени доставленной из 2011 года - защита демократии и прав протестующих и бла-бла-бла. Трамп и Маккейн выступили в поддержку протестующих в Иране. Иранское правительство достаточно ожидаемо объявило происходящее происками внешних врагов и контрреволюционных сил, которые хотят уничтожить завоевания революции 1979 года.

По схеме, очень напоминает начало событий в Ливии и Сирии, где тоже под экономическими лозунгами выходила молодежь в Бенгази и Хомсе, а закончилось все кровавым месивом. Прямо таки дежавю. Соотвественно, если КСИР и Ко не возьмут ситуацию под контроль, есть риски перепоказа ливийского и сирийского сценария уже в Иране, так как ничем иным кроме очередных гор трупов подобное закончится не может. С другой стороны, наличие экономических проблем, затрудняет попытки замести ситуацию под ковер без улучшения экономического положения населения, что в условиях идущей войны будет затруднительно осуществить.

Сами протесты "удачно совпали" с анонсированными США и Израилем ответными мерами против Иранского влияния. Не имея возможности поколебать позиции Ирана в Сирии, Ираке и Йемене, где Иран очевидно ведет по очкам, пытаются расшатать ситуацию изнутри, пользуясь объективными экономическими и социально-политическими проблемами иранского общества.

Глупо говорить, что у этих протестов нет объективной подоплеки - конечно есть. Последствия санкций и напряженной войны, которую ведет Иран, безусловно сказываются на иранской экономике. Столь же глупо отрицать, что оппоненты Ирана пытаются воспользоваться этими проблемами. Схема проста - если у Ирана треснет тыл, то большая часть его успехов на Ближнем Востоке может обесцениться, чему будут очень рады США, Израиль и Саудовская Аравия. Для России происходящее не очень выгодно, так как при незаконченной войне в Сирии, это может ослабить позиции российско-иранской коалиции и затруднить достижение генеральных целей войны".

"В Ширазе жгли портреты Кассема Сулеймани, который возглавляет спецподразделение Эль-Кудс в Корпусе стражей исламской революции, - пишет телеграм-канал Romanenko Dreams&Nightmare Show. - Он играл и играет важнейшую роль в войне в Ираке и Сирии. Поднялись курды в Урмии, что на Западе Ирана. Там большая демонстрация, кричат "Смерть Рухани". В Керманшахе (тоже провинция Лурестан) молодежь чего -то громит. Короче все выглядит очень серьезно. Похоже на иранскую весну".

"Судя по всему, ближайшие сутки в Иране могут быть точкой кульминации событий, - считает Анатолий Несмиян. - Долго на таком подъеме держать их не получится, весь вопрос, рискнет ли власть пойти на эскалацию и стрелять в людей уже всерьез.

Другого пути у нее сейчас нет: полностью захвачен Арак, Кашам, целые районы Тегерана свободны от полиции, она стягивается к правительственным объектам. В десяти-двенадцати городах протестующие практически сбросили власть. Руководство Ирана исчезло из медийного пространства. Интернет частично перекрыт.

Основной вопрос - отношение армии к событиям. Уже есть сообщения о сборах Басидж и КСИР, которые могут начать штурм захваченных районов и городов, однако от позиции армии зависит практически все. Если она останется нейтральной или тем более займет сторону протестующих - обстановка рухнет окончательно. Пока военные молчат и дистанцируются от происходящего... Уже есть видео с лозунгами "Смерть России"... Есть случаи, когда боевики Басидж бросают амуницию и оружие".

"В Тегеране захвачена база Басидж. Также сообщается о захвате базы Басидж в Луристане. Горит мэрия Тегерана. Опубликованы призывы протестующих к армии с просьбой поддержать народные выступления.

Все больше убитых в ходе беспорядков. Общих данных нет, но по всей видимости, их уже двузначное число. Неизвестно местонахождение Роухани и Хаменеи. Были слухи о выступлении кого-то из них по телевидению, но пока ничего".

"В Иране революция, вроде бы даже светская, - пишет Ольга Кортунова. - Вся мировая пресса на ушах. И только российские СМИ делают вид, что никогда не слышали о такой стране - Иран. В мире много интересного, помимо этой никому не известной страны - вон можно про Украину написать".

"Протесты начали не интеллигенты, как в 2009-м, а условное иранское "Южное Бутово", - пишет Егор Седов. - Как я понимаю, в той самой среде, откуда басидж и "ихтамнетов" для Сирии и вербуют. Интеллигенты к ним только сегодня присоединились.

А еще - вопрос, что дальше. Какие-то перспективы обсуждать сложно (наобсуждался уже 8 лет назад), но есть впечатление, что это - начало чего-то очень серьезного".

"Вот приблизительно так это началось в России в феврале 1917-го и в Германии в ноябре 1918-го. Но здесь нет ни немецких, ни английских агентов, ни масонов, ни евреев, ни Парвуса, ни Троцкого", - пишет Евгений Ихлов.

"Обжегшись на молоке, как известно, дуют на воду, - отмечает Анатолий Несмиян. - Соответственно, в событиях, присходящих в Иране, хочется видеть руку госдепа, ЦРУ, Моссад и саудовского мухабарата. Думаю, это не так.

Классический конфликт любого клерикального государства: клирики опираются на темную деревенскую массу, светские силы - на город. Это не означает, что село - это плохо, а город - светоч и силы Добра.

К 1979 году именно город довел страну до подчиненного статуса колонии США в новом неоколониальном виде, и революция аятолл, ориентированная на забитую обездоленную провинцию, оплачивающую этот статус своей нищетой, стала одной из первых антинеоколониальных революций новейшего времени. Чем вызвала ненависть главного неоколониалиста США, которые стали решать задачу примерного наказания вышедшей из повиновения колонии в назидание всем остальным.

Специфика всех антинеоколониальных революций новейшего времени, как можно сказать сегодня с полной уверенностью, как раз и заключается в их преимущественно клерикальном характере, что неудивительно. Ведь врагами этих революций были не только неоколониалисты, но и светские национальные коллаборационистские режимы. Это востребовало идеологию, в которой сочетались бы положения и лозунги против неоколониализма, светского коллаборационизма и национализма. С последним было крайне сложно: и иранская революция, и движение Талибан (такое же антинеоколониальное движение новейшего времени, как и иранская революция 79 года) все-таки опирались на национальный фактор, хотя с ненавистью к неоколонизаторам и с клерикальным характером у них все было в полном порядке...

Иранская революция, решив вопрос о власти и разобравшись с идеологией, решила и главный вопрос революции - за чей счет. За чей счет будет происходить дальнейшее развитие. Естественно, за счет городской цивилизации, которой теперь было предписано подчинить свою культуру, стремления, перспективы средневековой клерикально-общинной этике. Здесь и возникло противоречие, неустранимое с точки зрения необходимости развития страны. Развивать индустриальную экономику аятоллам хочешь-не хочешь, но нужно было в рамках городского уклада, а значит - развивать образование, науку, тот же интернет, будь он неладен... В общем, интересы развития страны и идеологические установки пришли в непреодолимое противоречие, из которого бесконфликтно выйти невозможно. Получилась довольно любопытная картина происходящего: с точки зрения антинеоколониальной борьбы режим аятолл был прогрессивным, но он же стал тормозом для дальнейшего национального развития и возрождения Ирана. Что, собственно, и обусловило и Зеленую революцию 2009 года, и сегодняшние потрясения. Есть там рука госдепа или нет - противоречие объективно, и его создали сами иранские власти..."

"Главное удивление ждало меня не в том, что иранцы оказались на удивление добры и образованы, - пишет телеграм-канал Майор и Генерал. - Главное удивление заключалось в их наивном … проамериканизме. Когда, через несколько дней знакомства, я из соображений политкорректности аккуратно выразил респект Ахмадинежаду и легендарному Хомейни, то услышал в ответ, что первый – необразованный придурок, а второй – террорист, сродни (собеседник долго вспоминал имя, и когда я понял о ком речь, то в очередной раз подивился персидской эрудированности – это был Шамиль Басаев).

Дальше меня вообще постиг определенный политический шок: мне рассказывали, что 70 процентов (уж не знаю откуда такая цифра) иранцев мечтают уехать жить в Америку, что США – замечательная страна, Голливуд снимает прекрасные на самом деле фильмы и т.д и т.п. Забавно, что такие дикие вашингтоноцентричные предрассудки звучали на фоне блестящего знания собеседниками русской и мировой литературы, философии, искусства. И звучали вполне искренне - в отличие от российских либералов иранский "креативный класс" искал истины, а не грантов. Кстати, интересный момент – жители якобы тоталитарной страны говорили мне об этом совершенно открыто, не опасаясь не то что репрессий, а даже каких-либо мелких неприятностей на работе.

Вывод, который я тогда сделал, мне кажется актуален и сегодня – прекраснодушие иранской интеллигенции относительно запада очень похоже на граничащую с идиотизмом наивность несомненно прекрасно образованных советских людей, восхищавшихся "американской мечтой" в эпоху нашей перестройки. Когда я пытался объяснять им, что все это мы уже проходили, что с западом все как минимум неоднозначно – мне по доброму улыбались, но как-то не верили. На мой вопрос – кто же тогда выбирал Ахмади и поддерживает идеи Хомейни, если вы все такие либеральные, то услышал слово на фарси, означающее "базар". Причем мне сказали, что таковых большинство. Как это сопоставить с 70% желающих уехать жить в Америку, я так и не понял.Наш вывод из этих кратких воспоминаний таков: вряд ли на этот раз в Иран случится что-то серьезное, но своя "перестройка", увы, у них еще впереди".

"