Posted 30 августа 2011,, 20:00

Published 30 августа 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 05:58

Updated 8 марта, 05:58

Ребус непризнанных

Ребус непризнанных

30 августа 2011, 20:00
В конце августа исполнилось три года с момента признания Россией Абхазии и Южной Осетии. Но по иронии судьбы момент, когда станет ясно, состоятся ли эти два независимых государства, наступает только сейчас. В Абхазии и Южной Осетии началась смена привычных лидеров и привычных элит, которые определяли власть в республик

Нет ничего обманчивее попыток судить об Абхазии и Южной Осетии со стороны. Из Москвы обе крошечные республики зачастую кажутся чем-то единым целым. И та, и другая опирается на политическую, а главное, экономическую поддержку России, которая, если не считать экзотические и, прямо скажем, маловлиятельные Никарагуа, Венесуэлу, Науру и Вануату, остается единственной страной, которая их признает. И та, и другая республики на Западе кое-где на официальном уровне получила наименование «оккупированных территорий». Между тем обе республики, как показали события трех лет, стремительно расходятся друг с другом в главном: там устанавливаются разные системы власти. В Южной Осетии уже, считай, сложилась типичная для бывшего СССР «управляемая демократия», которую трудно сменить без больших потрясений. В Абхазии, напротив, как показали недавние выборы президента, сложилось что-то совсем невиданное для Кавказа – настоящее демократическое общество, где власть и оппозиция могут сменять друг друга без применения силы.

Демократия «Брехаловки»

Это место в районе одного из кафе Сухума известно, без преувеличения, каждому жителю Абхазии. Ряды столов и столиков, где даже во время войны 1992–93-х годов, собирались местные жители, чтобы попить кофе, поговорить и поиграть в нарды, получило в народе непрезентабельное название «Брехаловка». Именно сюда, а не на телевидение после президентских выборов, прошедших в минувшую пятницу, первым делом пришел кандидат в президенты премьер-министр Сергей Шамба, когда стало ясно, что он уже в первом туре проигрывает вице-президенту Александру Анквабу. Здесь же он сообщил не столько журналистам, сколько народу волнующую многих в Абхазии новость о признании своего поражения и отказе от борьбы за власть. Таким образом, угроза повторения событий 2004 года, когда отказ одного из кандидатов признать результаты президентских выборов едва не вылилось в гражданскую войну, миновала.

«Абхазия – маленькая страна. У нас дистанция между властью и народом меньше. В России трудно представить, что президент и его самые обычные избиратели запросто общаются друг с другом, сидя после рабочего дня в одном кафе. Здесь это абсолютно обычная ситуация», – говорит местный журналист и политолог Инал Хашиг. Как выразился он в беседе с «НИ», «у нас любой пиар и попытка поднять рейтинг кандидата при помощи телевизора не прокатит. Напротив, люди решат, что их кто-то обманывает, и это сыграет против того, кого «раскручивают».

Собственно, победа Анкваба, по мнению большинства наблюдателей, как раз и объясняется тем, что он вел свою избирательную кампанию, строго учитывая сложившуюся местную специфику, в то время как Шамба излишне злоупотреблял предвыборными технологиями, отчасти равняясь на российский опыт. В остальном взгляды кандидатов практически не отличались друг от друга. Разве что Анкваб более активно педалировал тему борьбы с коррупцией.

Особняком стоит мнение кандидата Рауля Хаджимбы, занявшего третье место. Он все-таки осторожно допустил, что Анкваб выиграл не совсем честно. Однако и он признался «НИ», что обжаловать итоги выборов не будет. «Как показывает практика, добиться правды после выборов невозможно, зачем зря терять время», – говорит он.

Александр Анкваб победил, потому что учел специфику Абхазии.
Фото: AP. MIKHAIL METZEL

Несостоявшаяся Абхазия

Местная специфика, сыгравшая на пользу демократии в Абхазии, определенно играет против этой самой демократии в Южной Осетии, где президентские выборы должны состояться в ноябре 2011 года. В то время как в Сухуми праздновали благополучный мирный исход голосования, в юго-осетинской столице спорили о другом событии, которое, как мало кто сомневается, имеет прямое отношение к местной предвыборной кампании. В Цхинвали в ночь на понедельник у дома вероятного кандидата в президенты, тренера сборной России по вольной борьбе Дзамболата Тедеева прогремел взрыв. На воздух взлетел припаркованный автомобиль. Никто не пострадал. Оппозиционеры уверены: таким способом власти хотели запугать их кандидата. В свою очередь местные правоохранительные органы заявили о «черном пиаре» со стороны оппозиции. Чем бы ни был взрыв, он ясно свидетельствует: в борьбе за власть в маленькой Южной Осетии местные политики готовы пойти на многое – в том числе и на силовые методы.

Каким бы ни был персональный состав кандидатов в президенты – участников предвыборной кампании, очевидно, что фактически соревноваться между собой будут две достаточно влиятельные группировки, имеющие своих покровителей в Москве. Первую представляет Тедеев и бизнесмен Альберт Джуссоев, возглавляющий фирму «Стройпрогресс» (она была подрядчиком строительства газопровода из Северной Осетии в Южную). Во второй группировке – окружение президента республики Эдуарда Кокойты, который с неохотой и не без давления Москвы согласился не баллотироваться на третий срок. Взаимные претензии между этими людьми гораздо более серьезны, чем между Шамбой и Анквабом в Абхазии. Против Джуссоева в республике возбуждалось уголовное дело, оппозиция в свою очередь обвиняла Кокойты во множестве смертных грехов, главный из которых – фактическая узурпация власти.

«За годы правления Кокойты делалось все, чтобы увеличить число людей, которые так или иначе зависимы от президента. В стране нет нормальной экономики, люди отсюда уезжают, с момента войны половина республики не восстановлена – и при этом у нас тысячи человек работают в раздутом госаппарате. У нас даже антимонопольный комитет есть. Зачем нам антимонопольный комитет, если у нас нет промышленности?» – возмущался в разговоре с «НИ» оппозиционер Алан Гассиев. Впрочем, вряд ли раздутость госсектора в Южной Осетии можно объяснить только личной злой волей Кокойты.

Еще лет десять назад основным источником доходов жителей непризнанной республики была перепродажа товаров из России в Грузию. Значительная часть населения Южной Осетии работала на Эргнетском рынке, расположенном на грузинской территории. Однако с приходом к власти в Грузии Михаила Саакашвили рынок был закрыт. Людям ничего не оставалось делать, как правдами и неправдами устраиваться на работу в госсектор, прежде всего, в силовые структуры, тем более что обстановка в зоне, казалось, давно потухшего грузино-осетинского конфликта последовательно обострялась. После закономерного итога противостояния – войны августа 2008 года, роль государства, а значит, и контроля над ним, еще больше возросла: в республику пошли деньги на восстановление. «Появилось много способов разделить присланные деньги. Но способов заработать их совсем не стало», – сказал «НИ» один из юго-осетинских чиновников. На сегодняшний день Южная Осетия обходится российскому бюджету в два раза дороже, чем более крупная и населенная Абхазия. Причем вопрос возвращения российских кредитов для Абхазии, вполне возможно, дело недалекого будущего. В этой республике есть свои стабильные источники дохода – туризм, к которому, возможно, прибавится добыча нефти в Черном море.

Крайний вариант

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин оценивает ближайшие перспективы Южной Осетии достаточно пессимистично. «Я практически не сомневаюсь, что ноябрьские выборы в республике не обойдутся без насилия. Явных претендентов на победу нет, а оружия у жителей республики больше чем достаточно. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов Грузию: возросшая в последнее время активность грузинских спецслужб в этом регионе не предвещает ничего хорошего», – сказал он «НИ». Г-н Мухин полагает, что волнения в Южной Осетии неизбежно заставят Россию усилить свое влияние в республике. В итоге Кремль может пойти на вариант, который ранее признавался крайне нежелательным прежде всего из-за негативной международной реакции, – включение Южной Осетии в состав России. «Думаю, что в российском руководстве есть определенные круги, которых устраивает подобный вариант», – полагает политолог.

"