Рус
Eng
«Все равно потонут»

«Все равно потонут»

31 июля 2015, 00:00
В мире
Виктор Кононов, Стокгольм
«Обнаружена современная российская мини-субмарина»! «Вероятно, найдена одна из российских подлодок, за которой в этом году охотились ВМС Швеции». Эти и подобные им утверждения о появившемся наконец-то доказательстве нелегальных подводных вторжений России в шхеры в районе Стокгольма были опубликованы в начале этой недел

Размышления местных экспертов сопровождались публикацией снимков, представленных газетам компанией Ocean Х Team, локализовавшей неизвестную субмарину в шведских территориальных водах к северу от Стокгольма.

В пользу «свежести» находки, как уверяли специалисты, говорило хорошее состояние корпуса, практически свободного от подводных отложений, и необычная желтая окраска корпуса. «Возможно, это российская спасательная подлодка, пытавшаяся выручить аварийную субмарину, за которой восемь месяцев назад шла охота в стокгольмских шхерах», – пришел к заключению один из военных экспертов, комментировавший находку на страницах газеты Expressen.

Вскоре, однако, российскую диверсионную или спасательную субмарину пришлось переместить по временной шкале на сто лет назад. Специалисты Вооруженных сил Швеции, которым Ocean X Team передала координаты удивительного объекта, установили, что речь идет о российской подлодке «Сом» (на фото), погибшей 10 мая 1916 года при столкновении со шведским пароходом «Онгерманланд». Такое заключение подтверждали характерная форма и размеры корпуса, а также сохранившиеся на нем буквы названия судна «СОМЪ»: «М» и «Ъ». Специалисты авторитетной компании Marin mattteknik, занимающиеся подводными работами и обнаружившие множество затонувших судов, объяснили кажущуюся «новизну» корпуса: «На глубинах более сорока метров, особенно при сильном течении, даже очень старые затонувшие суда почти не покрываются отложениями».

До сих пор окончательно не выяснена загадка необычного желтоватого оттенка корпуса субмарины, заставившего некоторых шведских экспертов объявить ее современным спасательным судном. Возможно, причина кроется в боевом пути «Сома». Эта подлодка была изготовлена в 1901 году в США по российскому заказу как головная в серии из семи субмарин, и – единственная из них – успела поучаствовать в русско-японской войне 1905 года. Предполагалось, что субмарина будет действовать в акватории Желтого моря, названного так из-за характерного цвета своей воды, окрашиваемой наносными породами китайских рек. Возможно, «Сом» закамуфлировали, учитывая особенности Желтого моря, а после перевода на Черное, а затем и Балтийское море просто не перекрасили.

Эта субмарина в годы Первой мировой войны базировалась в Мариехамне на Аландских островах, регулярно выходя на патрулирование к шведскому побережью, вдоль которого двигались транспорты с железной рудой для Германии. Швеция сохраняла формальный нейтралитет, однако на практике была союзницей Германии. В частности, по секретному договору с Берлином Стокгольм заминировал фарватер, по которому шли суда с рудой. Движение по этой артерии разрешалось лишь шведским судам. Особенности боевых действий у шведского побережья отразились в истории гибели «Сома». Подводным лодкам воюющих сторон можно было находиться в трехмильной шведской территориальной зоне, однако лишь в надводном положении. Норвежская газета Аftenposten опубликовала 23 мая 1916 года телеграмму следующего содержания: «Продолжает поступать информация о действиях подводных лодок на Балтике. Так, шведский пароход «Онгерманланд» обнаружил в Аландском море прямо по курсу всплывшую субмарину. Отклониться от курса судно не успело и прошло прямо над погрузившейся подлодкой, которая, вероятно, не получила повреждений. Более субмарина не наблюдалась».

Однако позднее в официальном докладе о происшествии приводится иная версия столкновения. Якобы в четыре утра пароход «Онгерманланд» обнаружил по курсу не подлодку, находившуюся в надводном положении, а перископ. То есть имело место явное нарушение договора между Швецией и Россией! Судно дало задний ход, но по инерции продолжало двигаться, задев, вероятно, субмарину. Официальные лица в Стокгольме «шлифовали» версию происшествия, стремясь оградить капитана «Онгерманланда» от обвинений в преднамеренном таране и выставив виновным «Сом», двигавшийся под перископом.

Недавняя находка на дне подтверждает тот факт, что командир «Сома» следовал нормам международного соглашения: перископ на затонувшей лодке был убран. В субмарине покоятся останки 18 членов экипажа. Следует отметить, что такая же судьба постигла подавляющее большинство российских подводников на Балтике в Первую мировую войну. Их субмарины были худшего качества, чем немецкие или английские, морское начальство тогдашней России пренебрежительно относилось к подводному флоту, делая ставку на крупные надводные корабли. Английские подводники, воевавшие на Балтике вместе с российскими коллегами, отмечали в своих воспоминаниях, что их товарищей держали в черном теле, и еда, и жалованье были хуже, чем у офицеров и матросов, служивших на надводных кораблях. Характерна резолюция одного из чинов Адмиралтейства, ответившего на просьбу поднять скандально-низкое денежное содержание подводников: «Не возражаю. Все равно потонут».

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter