Posted 30 марта 2010,, 20:00

Published 30 марта 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:51

Updated 8 марта, 06:51

На грани массового голода

На грани массового голода

30 марта 2010, 20:00
В Улан-Баторе подводят итоги последних природных катаклизмов – необычайно холодной зимы, сменившей прошлогоднюю засуху. Монгольские власти признают, что страна оказалась на грани гуманитарной катастрофы: сначала выгорели тысячи пастбищ для крупного рогатого скота, а затем холода вызвали настоящий мор среди коров, лошад

Жестокие зимы вроде нынешней, когда столбик термометра нередко опускался до -40? и постоянно дул сильный пронизывающий ветер, в Монголии называют дзудами. Такого дзуда в стране не было уже несколько десятилетий. Старожилы вспоминают очень холодные зимы 1944 и 1968 годов. Но, как свидетельствуют публикации в местной прессе, старики говорят, что в те времена многое воспринималось иначе, ведь люди были не настолько «жадными».

После того как Монголия начала в 1990-е годы проводить рыночные реформы, наиболее быстрыми темпами развивалось скотоводство, главная отрасль хозяйства республики, дающая 19% ВВП страны и обеспечивающая работой 35% населения. Поголовье скота – лошадей, коров, овец, коз выросло вдвое и достигло 44 млн. голов. Уже тогда специалисты забили тревогу: такое огромное поголовье монгольские степи прокормить не смогут. К этому добавилась и переориентация многих хозяйств на разведение исключительно коз, которые, удовлетворяя повышенный спрос на кашемировую шерсть, благодаря своему избыточному количеству наносят наибольший урон пастбищам. Помните привычное «коза-дереза»? В отличие от тех же овец козы степную траву «дерут», то есть вырывают с корнем.

Все это вместе с сильной засухой прошлым летом привело к острому недостатку кормов. Но настоящая катастрофа наступила зимой, когда погибли миллионы голов крупного и мелкого рогатого скота. Наиболее сильно пострадали западные провинции (аймаки): Монгольский Алтай и прилегающие к нему районы. Тяжелое положение сложилось в 19 из 21 монгольских провинций, а в 12 правительство объявило чрезвычайное положение.

Власти хотя и помогают голодающему населению, порой отдающему свою еду овцам и козам, единственному источнику доходов монгольских скотоводов, но в целом оказались явно не готовы ни к засухе, ни к лютой зиме. По словам очевидцев, свидетельства массового падежа скота присутствуют повсюду: вдоль дорог лежат туши коров и лошадей; лощины завалены сдохшими овцами и козами. Лишь верблюды смогли без проблем пережить эту жестокую зиму.

В не менее тяжелом положении оказались и люди. Раньше они зачастую не расплачивались за продукты и еду деньгами, а брали их в кредит, рассчитываясь по весне шерстью. Но сейчас тысячи семей потеряли почти весь скот. Больницы в сельской местности переполнены. К обморожениям, простудам и другим типично зимним болезням с каждым днем прибавляется все больше пациентов с нервными расстройствами, вызванными стрессом. Люди теряют все и все чаще говорят о самоубийствах.

В Монголии возлагают большие надежды на зарубежных инвесторов, особенно из Китая, которые с охотой идут в страну разрабатывать богатые месторождения полезных ископаемых: золота, серебра, меди, железа и урана. Однако треть монголов, в основном в сельской местности, несмотря на инвестиции в промышленность, по-прежнему живут в бедности. Материальные выгоды от огромного экономического потенциала Монголии до них не доходят. Примерно такая же ситуация и с международной помощью, которая начинает поступать в Монголию по линии ООН (в том числе ее детского фонда ЮНИСЕФ), Международного Красного Креста и шведской благотворительной организации «Спасите детей». И не потому, что продукты и корма разворовывают – просто во многие западные районы особенно сейчас крайне трудно попасть, учитывая повсеместное таяние снегов и вызванные им паводки.

В целом календарная весна не принесла скотоводам никакого облегчения. Погода в монгольских степях начнет улучшаться лишь в середине мая. Апрель, говорят монголы, будет самым тяжелым месяцем: еда для людей на исходе, а жалкие запасы кормов, которые удалось заготовить летом, уже закончились.

Засуха и лютая зима погубили многие пастбищные хозяйства Монголии

"