Posted 30 января 2008,, 21:00

Published 30 января 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:12

Updated 8 марта, 08:12

Неприятная история

30 января 2008, 21:00
Вчера стало известно, что лейбористское правительство Австралии, пришедшее к власти в декабре, приняло решение принести извинения аборигенам за сотню тысяч детей, которых с начала XX века насильно отбирали у родителей, считая коренных жителей континента вымирающей расой. Это событие вдохновило российскую общественность

По данным СМИ, соответствующие извинения принесет премьер-министр Австралии Кевин Радд 13 февраля. Как пояснила министр по делам коренных жителей Дженни Маклин, этот жест – от имени правительства Австралии, а не от нынешнего поколения австралийцев. Напомним, либеральное правительство Джона Говарда отказывалось извиняться перед австралийскими аборигенами за действия бывших федеральных властей страны, да и по сей день около половины населения страны без особого энтузиазма восприняли эту новость.

По подсчетам экспертов, с 1910 по 1970 год власти и церковные служащие Австралии отобрали у родителей около 100 тысяч темнокожих детей с целью их ассимиляции в детских домах и приютах (при том, что в настоящее время на континенте с населением 21 миллион человек проживают лишь около 450 тыс. аборигенов).

Для российских ученых и политиков пример австралийцев стал поводом для возобновления вечной дискуссии об исторической ответственности.

«К сожалению, в российской истории немало примеров преступлений, за которые России следовало бы извиниться, – уверен историк Никита Соколов. – Причем речь тут может идти не только о признании исторических ошибок, но и моральной и материальной ответственности перед еще живущими людьми. Конечно, если в народной памяти не осталось никаких следов былых конфликтов, не надо бередить рану. Но если, к примеру, жестокая расправа Суворова над кубанскими ногайцами до сих пор хранится в исторической памяти нынешних чеченцев и ингушей, то лучше публично признать преступления тех времен, чтобы решать национальные конфликты на Кавказе было проще. Ужас ситуации в том, что, даже когда преступления властей очевидны, масштабны, хорошо задокументированы и касаются ныне живущих людей, российские власти избегают официального признания вины. Я уверен, что большинство россиян даже и не знают о масштабах выселений из Прибалтики в 40-х годах, а ведь речь идет о сотнях тысяч людей, что для таких небольших стран – колоссальные цифры. Не меньшее бремя вины несет Россия и в трагедиях Польши: это связано и с взятием Суворовым Праги, и с разделом Польши и, конечно, Катыни. 20 тысяч офицеров – по сути, вся польская интеллигенция – была уничтожена в Катыни, нет ни одного костела в Польше, где бы не висел крест с именем этой деревни».

Российские парламентарии относятся к теме исторической ответственности несколько иначе: «Признание государственной вины зачастую необходимо, но относиться к этому надо сдержанно», – полагает зампред комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин. Иногда это важно с символической точки зрения, например, когда церковь реабилитирует Жанну Д’Арк или Джордано Бруно, иногда это связано с материальной помощью жертвам репрессий, как в случае с немецкими выплатами жертвам нацистского рейха. И в мире немало примеров, когда странам следовало бы признать преступления прошлого: как, например, в случае с геноцидом армян в Османской империи, о котором в Турции запрещено даже говорить. Но Россия, в чьей истории немало неприятных страниц, уже признала все те главные преступления, от которых пострадали ее народы и народы других государств. Жертвы сталинских репрессий, в том числе те же прибалты, реабилитированы еще в СССР, а такие преступления, как, например, высылка интеллигенции на «философском пароходе», признаны самим ходом истории нашей страны, которая своим курсом в 1990-е годы продемонстрировала свое отторжение большевистского террора», – заявил депутат в интервью «НИ».

Между тем многие россияне полагают, что сама дискуссия об официальном признании или непризнании ответственности государства за преступления прошлого не очень актуальна: в современном мире есть куда более влиятельные инструменты осмысления прошлого: «С одной стороны, российские власти, как правопреемник СССР, до сих пор не принесли извинений за преступления в отношении народов Советского Союза, всех народов, включая россиян, – рассуждает народный артист и режиссер Михаил Козаков. – «Извинение» даже не то слово – скорее «покаяние». Но уместны ли они сейчас? Боюсь, что теперь в глазах многих это будет выглядеть смехотворно. На эту тему надо говорить, но куда эффективнее говорить на языке кино, телевидения, литературы, газет. Но как об этом говорить, если, к примеру, мой телефильм «Очарование зла» о преступлениях чекистов 30-х годов цензура не допускает к эфиру? Надо полагать, ровно потому и не допускает, что кино как форма обсуждения подобных тем – влиятельный и всегда актуальный инструмент».

ЗА ЧТО КАЮТСЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В последние годы государства все чаще приносят извинения за действия своих правителей много сотен лет назад. Так, конгресс США в 1993 году повинился перед коренными жителями Гавайских островов, которые американцы захватили за сто лет до этого. В июне 2005 года американский сенат извинился за бездействие государства, когда в Штатах были распространены так называемые суды Линча. Жертвами самосуда белых не только над чернокожими, но и над представителями индейцев, латиноамериканцев и других меньшинств в XVIII–XIX веках стали несколько десятков тысяч человек.

В 1996 году правительство Канады не только принесло извинения примерно 90 тысячам бывших учеников церковных школ-интернатов, созданных в начале XX века для обучения и ассимиляции детей индейцев, но и решило выплатить им компенсации: примерно по 10 тыс. канадских долларов. На этот шаг власти были вынуждены пойти после того, как бывшие ученики, подвергавшиеся физическим наказаниям, унижениям и сексуальным домогательствам, решили обратиться с коллективным иском против правительства Канады.

В 2001 году за аналогичные преступления католических миссионеров в Океании принес извинения Папа Римский Иоанн Павел II. Кроме того, в 2000 году понтифик назвал нехристианскими действия священной инквизиции в XIII–XVI веках и принес извинения за все прегрешения церкви, допущенные на протяжении двух тысяч лет ее существования. В частности, это касалось неподобающих действий католиков в Китае во времена колониализма, преследования православных, евреев, женщин.

А в ноябре 2006 года премьер-министр Великобритании Тони Блэр в своей статье в газете New Nation выразил глубокое сожаление за ту роль, которую Великобритания сыграла в мировой работорговле. «Сложно поверить, что явление, рассматриваемое сейчас как преступление против человечности, когда-то было легальным», – заявил лидер британского государства.

"