Posted 30 января 2007,, 21:00

Published 30 января 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:52

Updated 8 марта, 08:52

«Квартет» попробует сыграть

«Квартет» попробует сыграть

30 января 2007, 21:00
Глава МИД России Сергей Лавров начинает сегодня рабочий визит в США, в ходе которого предпримет попытку сдвинуть с места постоянно буксующий ближневосточный мирный процесс. В Нью-Йорке Лавров проведет встречу с членами Совбеза ООН, который, несомненно, несет свою долю ответственности за то, что следование международном

Попытки США самостоятельно помирить в Палестине ФАТХ и ХАМАС ни к чему не привели – Райс вернулась из недавнего ближневосточного турне с пустыми руками. После этого американцы вспомнили про «четверку». Главный вопрос: удастся ли в Вашингтоне самим посредникам сформировать единый концептуальный подход к ближневосточному урегулированию. На Смоленской площади уверенности на этот счет нет. «Разговор будет непростой» – такой прогноз дал сам Лавров перед вылетом в США.

В кулуарах российского МИДа сегодня говорят о «полном провале» американской ближневосточной стратегии. «Они в цейтноте, у них нет никакого плана под рукой, – сказал «НИ» на условиях анонимности высокопоставленный сотрудник Министерства иностранных дел РФ. – Они просят нас повлиять на ХАМАС, но не понимают, что Ближний Восток – это система сообщающихся сосудов. Если в Персидский залив, демонстрируя мускулы Ирану, заходит очередной американский авианосец, это рикошетом бьет по Палестине, где также присутствует иранский фактор».

Россия настаивает на комплексном подходе к ситуации в регионе, где все взаимосвязано – и Ирак, и Палестина, и Ливан. Каждый конфликт намеренно подогревается извне. «Если бы им (ФАТХ и ХАМАС. – «НИ») не мешали, то эти две основные политические группировки могли бы договориться достаточно быстро», – признал на днях сам Лавров. Министр, правда, не уточнил, кто «мешает». Но это сделал за него прибывший с визитом в Москву глава парламентского большинства в Ливане Саад Харири, сын убитого ливанского премьера Рафика Харири. По его словам, негативное влияние на внутренние процессы в Ливане оказывают Сирия, Иран и Израиль. То же касается и Палестины. И даже Ирака, где благодаря иранской поддержке значительно усилили свое влияние шииты. Россия видит компромиссный вариант в том, чтобы вовлечь в процесс урегулирования Сирию и Иран, а также других влиятельных региональных игроков – Саудовскую Аравию, Египет, Иорданию. Европейцы колеблются в отношении Ирана и категорически (особенно Франция) против Сирии. Американцы же и слышать не хотят ни про Иран, ни про Сирию. «Когда мы им посоветовали пристегнуть к урегулированию саудовцев, то услышали в ответ: «С какой целью?» – сообщил наш источник в МИД РФ. – Они толкуют о необходимости сдерживания Ирана, но не понимают, что Эр-Рияд – оптимальный противовес Тегерану практически во всех деликатных вопросах региональной дипломатии». Суннитское саудовское королевство обеспокоено не только усилением позиций Ирана в регионе, но и прошиитской политикой США в Ираке. Опасаются саудовцы и провала американских усилий по сдерживанию ядерных амбиций Тегерана. А с ядерным статусом Ирана Эр-Рияд смириться никак не готов.

Сергей Лавров дал понять, что хотя встреча «четверки» в Вашингтоне состоится в классическом формате, вопрос о расширении «квартета» остается открытым. Ясно, что сам Лавров попытается убедить Кондолизу Райс в необходимости смотреть на региональные проблемы шире. Правда, та может ему возразить: допустим, односторонние санкции против Ирана непродуктивны. Но разве не могла бы Москва, в свою очередь, повременить с продажей Тегерану и Дамаску новейших систем вооружений? Ведь рано или поздно русские поймут, что вооружили Ахмадинежада и Асада не только на американскую, но и на свою собственную голову.

Тем не менее министр Лавров надеется на результативность вашингтонских встреч. Если США согласятся на подключение к ближневосточному урегулированию Саудовской Аравии и Иордании, Москва существенно укрепит свои дипломатические позиции. Ведь именно в эти страны (плюс Катар) отправится в начале второй декады февраля президент Путин. Солидная база для успешных переговоров ему в этом случае будет гарантирована.

"