Posted 30 января 2006,, 21:00

Published 30 января 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:20

Updated 8 марта, 09:20

Смертная казнь дешевле

30 января 2006, 21:00
Очередную атаку на Джорджа Буша готовят правозащитники. «Новые Известия» одними из первых получили доклад правозащитной организации «Международная амнистия», посвященный многочисленным нарушениям прав психически больных заключенных в Соединенных Штатах. Реальных историй и данных статистики набралось почти на 200 страни

Правозащитники из «Международной амнистии» ведут давнюю и планомерную борьбу за права человека в США. Жесткой критике они подвергли секретные тюрьмы ЦРУ, понастроенные буквально по всему миру. Не устают правозащитники требовать от президента Буша закрытия лагеря Гуантанамо на Кубе, ставшего уже классическим примером беззакония. На этот раз «Международная амнистия» выступила против того, как в США относятся к преступникам с умственными отклонениями. В странах, которые принято называть «цивилизованными», психически нездоровые правонарушители за решетку не попадают, если, конечно, речь идет не о временном помешательстве, а о серьезных болезнях психики, при которых человек себя просто не контролирует. Их признают больными, а не преступниками и лечат. В Америке же многие психически тяжело больные люди не только сидят в обычных тюрьмах с обычными уголовниками, но и порой заканчивают жизнь на электрическом стуле, в газовой камере или с инъекцией яда в вене.

В 2002 году Верховный суд США запретил высшую меру наказания для психически больных преступников, признав ее неконституционной. Тем не менее за три последних года в Соединенных Штатах к высшей мере наказания приговорили 14 человек с теми или иными диагностическими отклонениями в психике. Такое возможно, поскольку каждый штат Америки имеет собственную систему уголовного права. А казнить больного преступника, как считает сотрудница «Международной амнистии» Сьюзен Ли, гораздо проще, чем разбираться в том, почему он совершил преступление, и начать его лечить. Главное – это куда дешевле.

Приведем частный пример из доклада «Международной амнистии» – историю Скотта Панетти из Техаса, которого приговорили к казни в 1995 году за убийство отчима. На суде молодой человек утверждал, что демоны заставили его пойти на преступление. Сказать, конечно, можно все, что угодно, и прикинуться больным не так сложно, но к его делу была подкреплена солидная история болезни, в которой говорилось о том, что у Скотта шизофрения. Это одно из тяжелейших психических расстройств. Проявляться может по-разному. Скотта постоянно преследовали галлюцинации. Сейчас Скотт ждет исполнения приговора. Несмотря на решение Верховного суда 2002 года, приговор все еще в силе. Между тем запрет на казнь психически больных преступников общественное мнение в Соединенных Штатах изначально восприняло с энтузиазмом, СМИ пестрели заголовками об «эпохальном» вердикте высшей судебной инстанции страны. Как видим, окончательно переломить ситуацию в американской системе «исполнения наказаний» не удается. Причем, как явствует из доклада «Международной амнистии», за период с 1977 года смертный приговор был приведен в исполнение в отношении уже ста невменяемых заключенных.



КСТАТИ

Как разъяснили «НИ» в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им.Сербского, специалисты которого проводят судебно-психиатрические экспертизы, в России 5в отличие от Соединенных Штатов вся судебная система подчинена одному Уголовному кодексу. В статье 21 УК РФ говорится, что уголовной ответственности не подлежит человек, который во время совершения преступления находился в состоянии невменяемости, то есть не контролировал себя. Если же речь идет о психическом расстройстве, при котором человек не в полной мере осознавал опасность своих действий, но был вменяем, уголовной ответственности он подлежит. Тонкую грань между вменяемостью и невменяемостью определяет судебно-психиатрическая экспертиза. Если человек будет признан психически нездоровым, суд назначит ему лечение в специальном учреждении, где, как нас заверили в центре им.Сербского, условия все же лучше, чем в тюрьме.

"