Posted 29 сентября 2008,, 20:00

Published 29 сентября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:53

Updated 8 марта, 07:53

Оружие или жизнь

Оружие или жизнь

29 сентября 2008, 20:00
Ситуация вокруг украинского судна «Фаина», захваченного на прошлой неделе близ берегов Сомали, получает все более драматическое развитие. Сначала в результате сердечного приступа скончался капитан сухогруза гражданин России Владимир Колобков, затем представители разных стран заговорили о силовом решении вопроса. На «Фа

Информация о гибели капитана Колобкова поступила от старшего помощника Виктора Никольского, которому удалось переговорить по спутниковому телефону с журналистами из Associated Press. Причем на связь с американским агентством вышли сами пираты, которые поручили Никольскому объявить о смерти соотечественника. Почему бандиты обратились именно к американской прессе – еще одна загадка, которыми и так полна эта история. Это, однако, укладывается в концепцию одной из версий, выдвинутых западными СМИ. Она допускает, что изначально пираты думали, что захватили американское судно. Позже они поняли, что это не так, и даже, как утверждается, снизили сумму выкупа в семь раз – с 35 до 5 млн. долларов, учитывая низкую платежеспособность стран Восточной Европы.

Информацию о сумме выкупа скорректировал в том же разговоре с AP представитель захватчиков, некто Сугули Али, – 20 млн. долларов. Только в случае получения этой суммы пираты могут гарантировать безопасность судна и его экипажа. «Спикер» пиратов подчеркнул, что их интересуют только деньги.

Видимо, бандиты поняли, что переправить на сушу 33 танка, перевозившиеся «Фаиной», не удастся. Во-первых, для этого необходимо для начала причалить в каком-то порту, во-вторых, в район инцидента уже подтянулись три иностранных корабля, в том числе эсминец ВМФ США, которые должны помешать пиратам разгрузить судно.

Эксперт в области безопасности международного судоходства, главный редактор издания «Морской бюллетень – Совфрахт» Михаил Войтенко в беседе с корреспондентом «НИ» высказал надежду на то, что штурма «Фаины» не будет. «Главное, чтобы находящиеся поблизости корабли – эсминец США и два других – не начали силовой операции. Главное, чтобы не пострадал экипаж. То и дело появляются новые, порой противоречивые данные, в частности, о сумме выкупа. Прошла информация, что оружие якобы предназначалось для Судана, а Кения свою причастность к нему отрицает. В этой ситуации важно понять одно: кто, откуда и зачем «сливает» информацию», – сказал он.

Фото: AP/U.S. NAVY/HO

По словам Войтенко, из Кении он получает тревожные сообщения. «Финансовый вопрос отошел на второй план. Началась политическая игра. Заинтересованные стороны рвутся освобождать «Фаину» силой. Африканские страны решают, кому достанутся танки. Да, продали их Кении, но сейчас-то они в руках пиратов! Если Украина не скажет жестко, что, в первую очередь, важна жизнь людей, то не исключается силовая операция, и судьба экипажа окажется под сильной угрозой», – отметил он.

Напомним, что судно «Фаина», которое следовало под флагом Белиза в Кению и перевозило военную технику, было захвачено в четверг. На его борту находились 17 украинцев, трое россиян и один латыш. Как уже писали «НИ», министр обороны Украины Юрий Ехануров подтвердил, что боеприпасы и военное оборудование было продано Кении госкомпанией «Укрспецэкспорт».

С пиратами, как сообщают западные агентства, ведутся переговоры, однако кто конкретно в них участвует – можно только предполагать. Вероятно, это заинтересованные ведомства Украины и России, возможно, Латвии, хотя ее плененный житель, как выясняется, имеет статус «негражданина», а также представители судовладельца и оператора.

Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) о судьбе попавших в беду россиян знает не больше журналистов. Связано это, конечно, с тем, что россияне не подписывали соответствующий коллективный договор, и в Международной федерации торгового флота вообще нет данных, кто, собственно, находился на борту «Фаины». В то же время председатель РПСМ Игорь Павлов заверил «НИ», что родственники погибшего моряка могут рассчитывать на компенсацию даже в случае отсутствия коллективного договора, но по всем подобным вопросам «надо работать с украинским владельцем».

"