Posted 29 сентября 2005,, 20:00

Published 29 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:28

Updated 8 марта, 09:28

Выгодный кризис

Выгодный кризис

29 сентября 2005, 20:00
Последнее время на мировом нефтяном рынке только и слышно, что о грядущем глобальном энергетическом кризисе. Особенно бурно дискуссии на эту тему пошли после недавних ураганов в США, ударивших, в частности, по нефтеперерабатывающим предприятиям на побережье Мексиканского залива. Ученые с тревогой заглядывают в будущее,

На днях президент США Джордж Буш заявил, что в результате ураганов «Рита» и «Катрина» США ежесуточно теряют 1,56 миллионов баррелей нефти (эксперты с Уолл-стрит говорят даже о 3 миллионах). Буш призвал нацию экономить топливо и по возможности пользоваться общественным транспортом. Он заявил о готовности использовать стратегические нефтяные резервы страны. Кроме того, президент США предложил в районах, где наблюдаются перебои с топливом, перенести начало и конец рабочего дня на время, не совпадающее с часами пик.

Естественно, что нефтяные проблемы бьют по карману производителей автомобилей. Как сообщает «Вашингтон пост», американские концерны General Motors Corp. и Ford Motor Corp. обеспокоены растущим спросом на экономичные японские малолитражки вместо мощных внедорожников, совсем недавно лидировавших на автомобильном рынке страны. Схожая ситуация и в Германии, где, например, по опросу службы изучения общественного мнения Forsa, за руль экономичного авто готовы пересесть около 66% автомобилистов, еще 51% заправляются только на самых дешевых бензоколонках.

Нефтяники уходят в море...

До последнего времени высокие цены на нефть были, как ни странно, даже в чем-то выгодны крупнейшему импортеру этого сырья – Соединенным Штатам, поскольку их собственные компании могли на выгодной финансовой основе добывать сырье и производить нефтепродукты, причем в тех же Луизиане и Техасе. Более того, экс-генсек ОПЕК Рилван Лукман высказался как-то в том плане, что большую часть американской нефти добывают небольшие независимые компании, которые, как правило, разрабатывают скважины невысокого уровня добычи с достаточно высоким уровнем себестоимости. К примеру, в период снижения цен на углеводороды в 1997–1999 годах,

В XXI веке сырьевой кладовой нашей планеты станет Луна.

по оценкам американской Независимой нефтяной ассоциации, потеряли работу более 41 тысячи американцев, занятых в добывающем секторе, а общие экономические потери оценивались в 25 млрд. долл.

Теперь ситуация иная. Традиционные рыночные балансы нарушены, и положение становится все тревожнее. Уже в этом году намерена прекратить экспорт «черного золота» Индонезия, так как вся добываемая ею нефть будет потребляться внутри страны. С 2003 года истощение нефтегазовых запасов Северного моря поставило Великобританию в прямую зависимость от импорта этого сырья. Китай, который еще 10 лет назад экспортировал нефть, стал вторым в мире ее импортером. Хотя существуют разные мнения насчет того, на какой срок планета еще обеспечена доступными и экономически выгодными запасами углеводородов, мало кто сомневается в том, что XXI век будет характеризоваться истощением мировых нефтяных ресурсов.

А что же делать с нынешней нефтедобывающей промышленностью? Возможны, по крайней мере, два пути: разработка запасов нефти в тех районах, где пока еще эти работы нерентабельны, а также использование «старой» ресурсной базы с привлечением новых технологий и нового оборудования. В первом случае возникает заманчивая перспектива заняться наконец ресурсами полярных морей или больших глубин Мирового океана (почти по Жюль Верну). Во втором – интересен пример Венесуэлы с ее проектом разработки крупнейших в мире запасов тяжелой высоковязкой нефти, приближающейся по своему состоянию к битуму, которого здесь в два раза больше, чем в Саудовской Аравии.

... а энергетики смотрят на Луну

Помимо того же природного газа, угля, ядерной энергии ученые предлагают и довольно экзотические варианты альтернативного топлива. Так, в августе этого года глава российской космической корпорации «Энергия» Николай Севастьянов заявил, что уже планируется промышленное освоение… Луны для добычи экологически чистого топлива – изотопа гелия-3, который на Земле практически отсутствует. Он назвал его «идеальным топливом для термоядерных электростанций», так как при использовании этого «сырья будущего» не возникает радиации.

По недавнему заключению американских специалистов, одной из основных задач программы космических исследований Китая также является обеспечение доступа к источникам энергии на Луне. До 99% содержащейся в изотопе гелия-3 энергии вроде бы может быть преобразовано в электричество. Лунные запасы этого энергоисточника ученые оценивают в 1,1 млрд. тонн. Примечательно, что для обеспечения годовой потребности США в электричестве необходимо всего 28 тонн, что примерно соответствует грузоподъемности применяемых США «шаттлов». По высказыванию одного из руководителей Китайского аэрокосмического агентства, Луна стала центром, где космические державы будут конкурировать в борьбе за стратегические ресурсы. И вот уже следом за Китаем программу освоения Луны подготовила Малайзия, причем тамошние астронавты смогут высадиться на Луне не позднее 2020 года, что выглядит совсем футуристично, поскольку первый малайзиец отправится в космос не раньше 2007 года.

Американцы настроены более скептически. На слушаниях по вопросам будущего исследования и освоения Луны, состоявшихся еще в апреле 2004 года в Конгрессе США, специалисты с грустью констатировали, что никто пока так и не выдвинул рентабельного проекта добычи гелия-3 на Луне. С тех пор, в отличие от Китая, на государственном уровне в Америке эта проблема практически не обсуждается. Зато постоянно проводятся конкурсы проектов по использованию солнечной, ветровой, океанической, гидро- и геотермальной энергии.

Деньги – на ветер

Будоражащие воображение альтернативные проекты появились недавно и у наших соседей по СНГ. Например, Центр перспективных энергетических технологий Украинского государственного морского технического университета (г. Николаев) предложил разработку технологий утилизации отходов полимерных материалов, которые заменят автомобильный бензин и дизельное топливо. Так, из 1 тонны отходов, как утверждают ученые, вполне реально получение до 400 л бензина, 450 л дизельного топлива и 50 кг мазута. Разработана и технология превращения отработанных автомобильных покрышек в альтернативное топливо.

Правительство Казахстана, в свою очередь, вообще готовит государственную программу разработки альтернативных источников. Как заявил недавно министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Владимир Школьник, внимание экспертов его ведомства привлекли ветряные мельницы, которые и будут производить электроэнергию. Уже готов проект строительства уникальной мельничной установки, которая будет работать при скорости ветра в 30–35 метров в секунду. И, говорят, даже ООН готова финансировать проекты в этой области. По-видимому, надо поторапливаться – пока финансовые программы главной структуры международного сообщества, впавшей в глубокий кризис, еще не пересмотрены.



Всеволод КЕРШЕНБАУМ, гендиректор Национального института нефти и газа, доктор технических наук, профессор:
– Альтернативные источники сегодня не могут заменить нефть и газ, особенно в нашей стране. Смешно говорить о том, что гидро-, гидротермальные, ветровые энергоресурсы будут конкурировать с углеводородами. Надо отдавать себе в этом отчет. Но возможны варианты, связанные с самим газом. Скажем, в автопроме сжиженный и комбинированный газ в какой-то мере может стать альтернативой бензину. Разработанных запасов нефти у нас хватит где-то лет на 20, природного газа – на 40–50. Так что сегодня надо ставить вопрос о разработке новых месторождений. А для таких динамично развивающихся стран, как Китай и Индия, вопрос об «альтернативе» вообще не стоит. Потребности того же Китая растут столь быстро, что вряд ли мировое нефтяное сообщество могло бы их в полной мере удовлетворить.

Урал ШАРИПОВ, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, доктор политических наук:
– Об альтернативных источниках говорится давно, но в наше время они могут обеспечить лишь около 5% мировых потребностей в энергии, в некоторых странах – 15% (учитывая атомную энергетику). Растет масса потребителей – не только такие гиганты, как Китай и Индия, но и множество азиатских и африканских стран диверсифицируют свои экономики. Я уж не говорю о Западе. Китай сегодня обеспечивает лишь 50% потребностей в энергоресурсах, да и то благодаря новациям в переработке угля. Самая серьезная альтернатива – атомная – после Чернобыля вызывает все больший скепсис. Возобновляющиеся источники пока малоэффективны. У СССР, например, был опыт создания электростанций, использующих энергию морских приливов. В итоге – одни убытки.


ОСНОВНЫЕ ВИДЫ «ДРУГОЙ» ЭНЕРГЕТИКИ

ВОДОРОДНАЯ ЭНЕРГЕТИКА – в стадии разработки; открытие дешевого и эффективного способа электролиза воды могло бы превратить водород в доминирующий энергоноситель.

ВЕТРОУСТАНОВКИ, как и солнечные электростанции, особенно эффективны в небольших поселениях и для автономных энергопотребителей. Наиболее активно они используются в Дании, Нидерландах и Бельгии.

ЭНЕРГИЯ ПРИЛИВОВ – эту энергию активно используют в США, Европе. В России на севере Кольского полуострова построена Кислогубская приливная электростанция (ПЭС). Опыт эксплуатации этой станции позволил разработать новое проектное решение для строительства станции на Кольском полуострове мощностью до 40 тыс. кВт.

СОЛНЕЧНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ – опыт работы солнечных электростанций в Скандинавских странах, Канаде, на Аляске показал, что в условиях длительного полярного дня определенный эффект дает не только пассивное использование солнечной энергии (зеркальные веранды, усиленная теплоизоляция), но и солнечные системы теплоснабжения (коллекторы с водой или с другим аккумулятором тепла).

ГЕОТЕРМАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ – работают на основе энергии термических источников, вулканов. Используются в Швейцарии, Италии, Новой Зеландии, на Камчатке и Курилах. Число подобных станций сокращается, они территориально привязаны к источникам, находящимся преимущественно в горных, зачастую труднодоступных районах.


ОЗДОРОВЛЕНИЕ ШОКОМ

Грядущий нефтяной кризис трудно назвать рукотворным – в отличие от событий тридцатилетней давности, когда 17 октября 1973 года ОПЕК наложила эмбарго на поставки нефти странам Запада, поддерживавшим Израиль. Цена сырой нефти тогда возросла в пять раз и продолжала расти до конца 1970-х годов, равно как и стоимость другого сырья – цветных металлов, резины, пшеницы и хлопка.
Но нет худа без добра. Именно тогда активизировались исследования по освоению альтернативных источников получения жидкого топлива (из угля, спирта) и других видов энергии (солнечной, ядерной, геотермальной, ветряной, морских приливов и др.). Европа стала активно менять свой энергетический баланс в пользу природного газа. Наиболее развитые страны мира, преодолев кризис, шагнули в постиндустриальное общество, а заработанные на торговле сырьем деньги пошли в наукоемкие отрасли.

"