Posted 30 августа 2021,, 17:17

Published 30 августа 2021,, 17:17

Modified 7 марта, 13:20

Updated 7 марта, 13:20

Партизаны 21 века: "Истинное белорусское подполье" взломало базы данных МВД

Партизаны 21 века: "Истинное белорусское подполье" взломало базы данных МВД

30 августа 2021, 17:17
«Киберпартизаны», называющие себя «истинным белорусским подпольем», заявили о взломе базы данных МВД Белоруссии. Если верить местным СМИ, президент Александр Лукашенко, когда слышит о проделках молодых хакеров, выходит из себя и требует от КГБ немедленно наказать «наглецов».

Сергей Крон

«Если не можете защитить в своих компьютерах информацию, тогда возвращайтесь к бумажным носителям. Пишите от руки и складывайте у себя в ящик», - возмущался «батька» на совещании 17 августа.

По мнению немецкой Deutsche Welle, опубликовавшей большое интервью с представителями минских подпольщиков (не путать с оппозицией), это единственный официальный комментарий властей, который можно связать со взломом базы данных МВД Белоруссии.

О взломе заявили «Киберпартизаны» - анонимная команда IT-специалистов, в распоряжении которых, как они сами утверждают, оказалась система с паспортными данными всех белорусов, аудиозаписи прослушек силовиков и чиновников, данные управления собственной безопасности МВД и многое другое, что компрометирует режим Лукашенко.

Часть этой информации уже выложили в Сеть. «Киберпартизаны» общаются с аудиторией через одноименный телеграм-канал. В нем - более 77 тысяч подписчиков. Недавно белорусский суд признал его «экстремистским». Но, сразу оговоримся, КГБ пальцем о палец не ударил, чтобы поймать хотя бы самого завалящего подпольщика.

Белорусские «Киберпартизаны» образовались в сентябре 2020 года, вскоре после президентских выборов в стране. По их словам, они взламывали сайты белорусских госканалов и пускали в интернет-эфир кадры с задержаниями демонстрантов, публиковали на государственных сайтах призывы выходить на митинги и раскрывали имена силовиков, причастных, по их мнению, к пыткам демонстрантов.

Свое местоположение «Киберпартизаны» обсуждать отказываются в целях безопасности. Как и то, как образовалась их группа и люди с каким бэкграундом в нее входят.

Корреспондент DW спросил представителя подполья: вы осознаете, что взлом баз данных - это реальное преступление?

- Мы осознаем, что, когда соблюдались законы в Белоруссии, наша деятельность могла считаться преступной. В 2020-м власть была узурпирована. Конституция грубо нарушается так называемыми «правоохранительными органами». В сложившейся ситуации это наш гражданский долг - сопротивляться захвату власти в республике..

По словам представителя команды «партизан», после взлома баз данных они рассчитывали «на звездопад и увольнения верхушки МВД», но этого не случилось.

- Но мы до сих пор считаем, что это произойдет, только, наверное, с задержкой, - заявили «Киберпартизаны» в интервью DW. – Мы ориентируемся на самые уязвимые точки режима. Удар по МВД имеет стратегическое значение. Он вводит всю систему в дезориентацию. Пока режим пытается погасить этот пожар, мы уже интенсивно работаем над другими ударами по подпоркам режима. Раньше мы занимались более мелкими и точечными взломами. Что могли, то и взламывали, например, сайты, различные базы данных в полуоткрытом доступе и т.п. Но в фоновом режиме мы наращивали серьезных киберов и укреплялись в сетях режима.

Очень много времени уходит на неудачные попытки взлома и подготовительную работу. В таких сложных операциях редко бывают блицкриги.

Ровно год назад какие-то хакеры уже взламывали сайт белорусского МВД. В разделе «Разыскиваемые» появились два новых «преступника» - президент Александр Лукашенко и глава МВД Юрий Караев. Их также записали в списки «без вести пропавших», а в качестве даты «пропажи» указано 9 августа - следующий день после выборов президента Белоруссии.

В графе «Дополнительно» у Александра Лукашенко теперь указано: «Обвиняется в военных преступлениях против белорусского народа и узурпации власти в Республике Беларусь». В графе «Особые приметы»: «Сильно хромает при ходьбе».

Никого из кибер-хулиганов так и не поймали. Но были ли это ребята из группы «Киберпартизан» тоже не понятно.

Пока публичной реакции силовиков на действия «киберпартизан» нет.

Как рассказал собеседник DW, взлом внутренних сетей занимает «много месяцев работы». Бывают и неудачные попытки. Полученные в результате взлома данные, хранятся в зашифрованном формате и «недоступны напрямую из интернета». По его словам, ограниченный доступ к некоторым базам также имеют сторонние «доверенные организации». В их числе - ByPol, ЧКБ, Каратели Беларуси, НАУ, перечислил один из участников команды «Киберпартизаны».

- Мы считаем, что КГБ - это исключительно карательный орган, и их вклад в национальную безопасность на данный момент несущественный. Они в основном занимаются репрессиями.

В базе КГБ «Беспорядки» - почти 39 тысяч человек!

- В распоряжении режима весь силовой аппарат. Они пишут законы, управляют деньгами народа. У них есть все инструменты борьбы, и, несмотря на все это, они занимаются издевательствами над мирными гражданами. Мы обнародуем в основном данные тех, кто совершил преступления - насилие, превышение полномочий, соучастие в узурпации власти и т.п. Считаем, что наши методы работы вполне допустимы в сложившейся ситуации. Мы уверены, что силовики уже поняли, что ничего не останется засекреченным. Рано или поздно вся информация об их преступлениях будет обнародована, - заявили подпольщики.

За комментарием «НИ» обратились к известному специалисту по Белоруссии, политологу Андрею Суздальцеву. Вот, что он сказал:

- Они называют себя подпольщиками, говорят, что ведут активную кибер-борьбу с нынешним белорусским режимом. Но конкретных, реальных дел, пожалуй, не видно. В Белоруссии далеко не все их знают. Много болтовни, самопиара! Вот сообщили на весь мир, что вскрыли сеть МВД. Что дальше? Ни цели, ни программы нет!

Тем не менее, по словам Андрея Суздальцева, реальное подполье в Белоруссии существует. После массовых арестов июля – начала августа, к сентябрю минское подполье оказалось во многом обезглавлено, 99% активистов находится в стадии «оцепенения». Кроме того, подполье изолировано, оно имеет крайне слабые связи с белорусской оппозицией/эмиграцией, не получает от Вильнюса системной финансовой и иной поддержки и, приходится признать, не доверяет зарубежным «штабам».

Можно ли считать, что Лукашенко окончательно победил? Нет, это не так…

- Людей действительно «загнали за плинтус», но странно требовать от них любви к карателям. При этом придется учитывать, что актив Сопротивления, а это десятки тысяч минчан, на улицу больше не выйдет, т.е., конечно выйдет, если впереди колонны будут настоящие боевые лидеры, способные не «сердечки» изображать и флажками махать, а оказать сопротивление силовикам, - отметил эксперт.

- Власти в Белоруссии неустанно заняты «прополкой» Сопротивления и буквально «выкорчевывают» лидеров. Пока это помогает, хотя, как в подполье, так и внутри МВД и КГБ понимают, что на календаре не осень 2020 года и наиболее решительные и радикальные группировки находятся вне досягаемости силовиков и раскрыть их практически невозможно. Это профессиональная подпольная война, - сказал Андрей Суздальцев.

- Но если сейчас, к началу осеннего политического сезона 2021 года белорусские власти угрозу со стороны Сопротивления купируют, а подполье частично начнут контролировать, то ничего нельзя сделать против протестного потенциала Минска, который никуда не делся. В этом плане придется признать, что главным триггером мгновенной мобилизации Сопротивления может оказаться сам Лукашенко, который постоянно балансирует на грани буквально роковых ошибок. Необходимо учесть, что, когда только качнется власть, когда появится информация о проблемах в резиденции президента, намеках на переворот, на улицы Минска мгновенно выйдет миллион человек и с ним не справится даже армия. Что будет следом, уже понятно – пробки из дорогих автомобилей на выездах из страны и повторение в минском аэропорту эвакуации из Кабула. И никто ведь не поможет, - считает эксперт.

"