Posted 29 июля 2013,, 20:00

Published 29 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:52

Updated 8 марта, 04:52

Придет час уплаты

29 июля 2013, 20:00
Согласно решению Госсовета КНР Национальное управление аудита должно отложить все дела и срочно сесть за подсчеты суммарного госдолга. В Пекине боятся, что его стремительный рост еще больше затормозит развитие экономики. С долгом центрального правительства все ясно, а вот долги местных властей не знает никто. Между тем
Сюжет
Деньги

Вчера сотрудники Национального управления аудита приступили к подсчету суммарного госдолга Китая. В Пекине прекрасно понимают, что быстро растущие долги провинциальных правительств представляют одну из самых серьезных угроз экономике Поднебесной. Однако в центральном правительстве не знают, насколько велика эта угроза, потому что совокупный долг неизвестен.

Как говорится в передовице главной газеты Компартии Китая «Жэньминь Жибао», определение долга сейчас является первоочередной задачей аудиторов. Они отложат все остальные дела и будут скрупулезно подсчитывать, сколько долгов накопили местные и провинциальные правительства. Это лишний раз подчеркивает, насколько важной считают проблему в Пекине. То, что правительство решило именно сейчас выяснить, сколько же оно должно, не случайно. Главным источником роста экономики Китая сейчас является в отличие от последних лет не экспорт, а инвестиции центрального правительства и местных властей.

Рост экономики Поднебесной все больше замедляется. Во втором квартале он составил в пересчете на год 7,5%, тогда как в первом был 7,7%. Большинство экономистов считают, что замедление продолжится и во второй половине года. Проще всего решить эту проблему, увеличив госрасходы, что немыслимо без займов. Долг Китая относительно невелик и, по данным Международного валютного фонда (МВФ), составлял в 2012 году всего лишь 14,4% от ВВП страны. Иная ситуация с долгами, накопленными правительствами на местах. Они неизвестны.

Подавляющее большинство местных долгов было сделано для финансирования крупных инфраструктурных проектов, необходимых в 2009–2010 годах для восстановления экономики после мирового финансового кризиса. Беда почти со всеми инфраструктурными проектами в том, что они создают много рабочих мест, но имеют низкую отдачу. Это значит, что многие правительства на местах могут оказаться не в состоянии вернуть взятые у банков и других финансовых организаций деньги. Это в свою очередь означает, что в банках появятся огромные «плохие» долги. Недавно аналитики МВФ попытались подсчитать суммарный долг КНР, опираясь на данные двух последних проверок, и пришли к выводу, что он сейчас может составлять 46% от ВВП, то есть равняться примерно 25,3 трлн. юаней. Немало экономистов в самом Китае считают, что отношение госдолга к ВВП еще выше и может даже превышать 60%.

По данным авторитетного китайского издания Economic Observer, в этом году местным правительствам предстоит выплатить по процентам около 2 трлн. юаней. Это почти 20% от всех доходов властей на местах и более половины их доходов от продажи земли. Для того чтобы выплачивать проценты, им сейчас приходится прибегать к услугам трастовых, лизинговых и прочих финансовых компаний и даже частных инвесторов, потому что Пекин недавно ввел жесткие ограничения на кредитование банками провинциальных правительств. Стоит это дорого. Комиссионные и процентные ставки порой доходят до 17,5%. Для сравнения: процентная ставка в главном финансовом учреждении Поднебесной – Народном банке Китая – 5,6%.

"