Posted 29 июля 2008,, 20:00

Published 29 июля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:53

Updated 8 марта, 07:53

Бэби-цум

29 июля 2008, 20:00
В Польше разгорелись споры по поводу намеченного на следующую неделю открытия первого в стране центра суррогатных матерей. Католическая церковь выступает категорически против этой инициативы, однако многие граждане страны ее поддерживают. Уже выпущен прейскурант на «материнские услуги», у центра появились первые заказч

Центр суррогатных матерей возглавит 32-летняя медсестра Эльжбита Шиманьская. Как рассказала «НИ» пани Эльжбита, взяться за это дело ее побудила «тяжелая демографическая ситуация в Польше и печальные цифры медицинской статистики – более полутора миллионов польских семей не могут иметь детей». Ведь сейм никак не решится принять закон об искусственном оплодотворении, колеблясь между официальной позицией костела, отвергающего любые дебаты на эту тему, и необходимостью помочь гражданам страны.

В прейскуранте центра суррогатных матерей указано, что цена вынашивания ребенка будет колебаться от 30 до 45 тыс. злотых (15–22,5 тыс. долларов). Согласно тому же прейскуранту, цена за счастье быть родителями не является жестко регламентированной и «торг возможен». В центр уже обратились 37 женщин, предложивших свои здоровые организмы для того, чтобы осчастливить тех, кто своими силами не может стать родителями. Одним из главных критериев при подборе контрагентов – суррогатной мамы и пары, желающей иметь детей, – является «фактор места жительства». Чтобы в будущем женщина, выносившая ребенка, не могла случайно встретить его на улице.

Суррогатные мамы перед тем, как забеременеть, обязаны пройти тщательное медицинское обследование, в том числе на наличие генетических заболеваний, и предоставить медицинскую справку об отсутствии таковых у своих ближайших родственников. Кроме того, они должны подписать обязательство не употреблять спиртного и не курить в процессе беременности. В свою очередь, потенциальные родители должны гарантировать, что усыновят ребенка в любом случае: родится он здоровым либо больным. Чтобы иметь уверенность, что вынашивающая ребенка женщина не будет после его рождения иметь претензий, накануне беременности она обязана подписать вексель на сумму 140 тыс. злотых (70 тыс. долларов), который будет депонирован в сейфе центра до момента передачи ребенка усыновляющей паре.

Как говорит г-жа Шиманьская, в Польше, согласно существующим законам, пара, желающая иметь детей, может приватно договориться с какой-либо из беременных женщин на усыновление ее ребенка. Но в случае, если отдавшая новорожденного на усыновление мама потом передумает, суд, прокуратура, полиция всегда будут на ее стороне, и ребенка вернут ей. А уплаченные новыми родителями деньги за ребенка назад не отдадут. Совсем иное дело – институт суррогатных матерей. Ведь здесь генетический материал передается уже в виде оплодотворенной яйцеклетки. Сама Эльжбита Шиманьская тоже не намерена сидеть без дела. Она уже подписала договоры на рождение трех детей.

К суррогатному материнству в Польше отношение неоднозначное. Согласно опросам, большинство поляков одобрительно смотрят на эту инициативу, однако ее не одобряет католическая церковь. Как сказал корреспонденту «НИ» настоятель варшавского костела святого Марка Евангелиста ксендз Тадеуш, «детей дает нам Бог. И если пара не может зачать и родить ребенка, – значит на то воля Божья, значит, Бог отказывает им в родительском счастье за какие-то их прегрешения». Затем святой отец добавил: «Не к суррогатным матерям нужно обращаться с просьбой о ребенке, но к Богу. Ходить в костел и молиться, молиться. Бог смилостивится, если люди искренне осознали свою греховность, и подарит им ребенка».

Иного мнения придерживается паства, особенно люди моложе 50 лет. Сотрудница одной из варшавских коммерческих фирм пани Уршула Квятковская, например, до 39 лет посвятившая жизнь карьере, когда, наконец, захотела иметь ребенка, получила неутешительный диагноз врачей: она «резусно несовместима» со своим мужем. Пани Уршула поделилась с «НИ» своими переживаниями: «Что мы с мужем только ни делали: и к бабкам ездили, и на Мертвом море несколько раз были, и в клиниках я неоднократно лежала. Все бесполезно. И когда мы с мужем узнали, что в августе начинает работу центр суррогатной матери, сразу поехали туда и подписали контракт. Зачатие состоится в августе. И сейчас мы живем ожиданием. Уже подсчитали, что наш ребенок родится в мае. Я уже ни о чем другом думать не могу».

"