Posted 29 июня 2014,, 20:00

Published 29 июня 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:25

Updated 8 марта, 04:25

Экс-посол Республики Молдова в РФ Андрей Негуца

Экс-посол Республики Молдова в РФ Андрей Негуца

29 июня 2014, 20:00
Правительство Молдовы вопреки всему подписало соглашение об ассоциации с ЕС

В минувшую пятницу 27 июня в Брюсселе премьер-министр Республики Молдова подписал соглашение об ассоциации Молдовы с Европейским Союзом (ЕС), которое включает и соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли. Таким образом, правительство республики вступило в следующую фазу своего самоопределения. Ни события на Украине, спровоцированные конфликтом из-за ассоциации с Европейским Союзом (ЕС), ни подписание договора о создании Евразийского экономического союза, ни дальнейшее ухудшение отношений с Приднестровьем, ни проведение референдума без согласия Кишинева в административно-территориальном образовании «Гагауз-Ери» – ничего не учтено из того, что происходит на своей территории или у соседей.

Результаты референдумов; воля граждан Молдовы из других территорий, выявленная опросами; большое количество собранных подписей протеста – ничто не помешало властям Молдовы подписать соглашения об евроинтеграции. Упорство, недостойное применения!

Это подписание очень многих в Молдове не радует. Люди не видят выигрыша для Молдовы, но здраво оценивают грядущие большие риски и угрозы. Об этом было заявлено в Кишиневе 9 июня статс-секретарем – заместителем Министра иностранных дел Российской Федерации Григорием Карасиным в ходе его встреч с руководством республики. В сообщении для средств массовой информации сказано, что «с российской стороны было отмечено, что планируемое 27 июня подписание Молдавией соглашения об ассоциации с Европейским союзом способно привнести дополнительные сложности в развитие двухсторонних экономических отношений и может стать для нас серьезным испытанием». Последующие экспертные консультации представителей экономических ведомств Молдовы и России показали, что стороны остались на своих позициях, а это при дальнейшем взаимодействии чревато серьезными издержками.

Заместитель министра экономического развития России Алексей Лихачев считает, что Молдова не сможет сочетать две регуляторные системы – и Содружество Независимых Государств (СНГ), и Европейский союз, что ей придется сделать выбор. «И если он будет в пользу европейской системы, то система СНГ перестанет быть ей комфортной», – считает замминистра.

Сейчас, после подписания соглашений, следует уже предметно обсуждать варианты развития событий:

а) Молдова остается полноправным членом соглашения о свободной торговле с СНГ (с одновременным усилением проверки происхождения товаров на границе);

б) после обсуждения ситуации страны СНГ исключают некоторые молдавские товары, другие сохраняют;

в) страны СНГ отменяют для Молдовы привилегии и работают с ней по стандартам Всемирной торговой организации (ВТО), членом которой она является.

Нельзя исключать введения ограничений на импорт молдавских товаров через увеличение тарифных ставок. Также нет уверенности, что правительству Молдовы удастся исключить очень вероятную угрозу, которая нависла после подписания в Брюсселе, – убедить структуры СНГ и Таможенного союза не задействовать механизмы защиты собственного рынка после принятия решения Молдовой о создании зоны свободной торговли с ЕС. Это заметно увеличит трудности Молдове. Тезис, что это осложнение заставит страну улучшать конкурентоспособность своей продукции, является верным, но потребует принятия дополнительных комплексных мер. Это будет происходить на фоне других нерешенных задач в Молдове, и трудно быть уверенным, что их можно будет правильно решать.

В Молдове много обсуждали разумность проведения до подписания соглашений общенационального референдума, в ходе которого каждый смог открыто высказаться, какой главный путь он видит для развития страны. Однако сегодняшняя власть не согласилась, всячески помешала организовать прямой опрос своих граждан. Власть можно понять: наиболее вероятный ответ был бы отрицательным с точки зрения движения в Европу (и мы не готовы, и у ЕС сейчас есть вопросы поважнее, чем о Молдове). И тогда правящим парламентским партиям с чем идти в ноябре на очередные выборы?

Не все спросили разрешения властей: на юге страны, в Гагаузии, в феврале с.г. провели референдум – явка 70%, 94% от принявших участие в референдуме высказались за присоединение Республики Молдова к Таможенному союзу, против – 1,3%. Что касается Приднестровья, то свое настроение они высказали еще в сентябре 2006 года, когда 97% жителей голосовали на своем референдуме за присоединение к России. После этого были проведены и другие опросы, но и они не отменили политического настроя жителей Приднестровья идти по восточному вектору развития, в том числе вступить в Таможенный союз. Центральные власти Молдовы, конечно, не признают законность этих референдумов и их результаты, но это не отменяет политического настроя жителей данных регионов страны.

Чтобы реализовать соглашения, нужно создавать наднациональные структуры (это запрещено Конституцией) – Совет ассоциации, Комитет ассоциации и др. Сегодняшний Конституционный суд Молдовы может определить, что формирование этих структур не противоречит основному закону, но многих жителей волнует, что впервые в истории современной Молдовы начнется реальная потеря суверенитета.

После подписания документов в Брюсселе возникают огромные трудности в процессе реинтеграции страны. Не исключается, что компромиссы после этого станут невозможными. Приднестровье категорически не приемлет европейский вектор развития Молдовы. Отвечать Тирасполю, что им будет лучше, что они будете экспортировать свои товары в ЕС, – это самообман, на это за Днестром совсем не реагируют. Не понимать это нетрудно! А может быть, в этом заключается план, как разойтись с Приднестровьем?

Известно, что 30 ноября с.г. в Молдове состоятся очередные парламентские выборы. И как поступить, если молдавские граждане сделают свой выбор и выскажутся за политические партии, стремящиеся развивать отношения с Российской Федерацией, выступающие за вхождение в Таможенный союз? В чем должна заключаться реакция такой партии или таких партий? Думаю, сейчас преждевременно обсуждать эти детали, но многие считают, что нельзя исключать аннулирования соглашений. В истории Молдовы был прецедент, о котором следует вспомнить. Правительство Д. Брагиша в 2000 году провело через парламент изменения почти в 50 законов с целью обеспечения вступления Молдовы в ВТО, но весной 2001 года в результате парламентских выборов к власти пришла Партия коммунистов, которая была против вступления. Встал вопрос – либо аннулировать полный пакет документов для вступления, либо пересмотреть точку зрения партии. Тогда с трудом, но фракция партии получила мандат голосовать за ВТО, что и было сделано. Если ситуация повторится и необходимо будет опять делать выбор, нельзя исключать, что избиратель потребует менять соглашения.

Что сейчас произойдет, после подписания соглашений? Их необходимо ратифицировать в молдавском парламенте, в 28 парламентах стран ЕС, затем в Европейском парламенте. В Кишиневе, наиболее вероятно, соглашения будут ратифицированы быстро, с пафосом, не особо обращая внимание на оппозицию и детали (как известно, в них черт сидит). Фракция Партии коммунистов уже заявила, что выступает против, наиболее вероятно, что голосовать не будут и депутаты от Партии социалистов, но это не помешает собрать 51 голос из 101.

Можно также не сомневаться в том, что оперативно и первой среди стран Европы документы будут ратифицированы в Бухаресте. Что касается остальных 27 стран, ратификация соглашений их парламентами потребует несколько лет, точно, что процедура охватит и 2016 год (не потому что это Молдова, а просто такая практика). Совет ЕС принял решение о введении режима предварительного действия соглашений об ассоциации – то есть он не введен в действие, а как будто работает. Молдова будет находиться в двойственном положении. Нет уверенности, что можно будет в этих условиях потребовать соблюдения ее прав, скорее речь в этом транзите пойдет только о ее обязанностях.

До 2010 года около 70 процентов населения Молдовы поддерживали европейскую интеграцию страны. В настоящее время за это высказываются 40–44%, но такое же количество считает, что Молдова должна иметь прочные отношения с Российской Федерацией и вступить в Таможенный союз. Уместен вопрос: почему из двух равных частей правительство страны, без совета с народом, продвигает только один выбор? Заметное ослабление интереса граждан к ЕС правительство Молдовы объясняет только результатом неинформированности населения. Премьер Юрий Лянкэ откровенно признал: «Мы были так убеждены в преимуществах европейской интеграции, они были для нас так очевидны, что мы не удосужились рассказать о них людям. В свою очередь оппозиция и некоторые внешние силы пытаются убедить людей, что евроинтеграция означает отрицательные экономические последствия. Именно поэтому мы начали информировать население, а не пропагандировать». А жаль, ведь это важная обязанность исполкома страны.

Таковы основные реакции в Молдове на подписание соглашений. Вне сегодняшнего анализа остались другие важные процессы, которые произойдут с началом реализации соглашений: выживание молдавского товаропроизводителя; автоматическое внедрение в республике более 200 регламентов и директив Евросоюза без сопряжения с законами страны; малое квотирование молдавского экспорта в ЕС в условиях отсутствия ограничений на импорт товаров в Молдову (страна будет обязана защищать на своей территории 1518 географических обозначений вин, произведенных в ЕС, а в Европе будут защищены 2 (!?) наименования молдавских вин); игнорирование национальной судебной системы в процессе споров (все будут решать экспертные, аудиторские и арбитражные комиссии и органы, назначаемые структурами ассоциации) и многие другие.

В то время как многие европейские страны стремятся (даже сейчас, в период прессинга США над ними, поддержать санкции против России в связи с событиями на Украине) перейти от конфронтации к сотрудничеству, Молдова через подписание в Брюсселе и своей текущей политикой не доказывает, что входит в их число. Она просто согласилась стать участницей геостратегической дуэли между Западом и Востоком и в результате потеряла многие позиции и отношения.

Автор – политолог, в 2009–2012 годах Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Молдова в Российской Федерации

"