Posted 29 июня 2014,, 20:00

Published 29 июня 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 02:07

Updated 8 марта, 02:07

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун

29 июня 2014, 20:00
На фоне бурных событий на Украине и в Ираке мировые СМИ несколько снизили свой интерес к происходящему в Сирии. Между тем в этом месяце исполняется третья годовщина начала полномасштабной гражданской войны в этом государстве – войны, которая унесли тысячи жизней и стала причиной одного из самых серьезных кризисов нашег

Ужасающая война в Сирии продолжает усиливаться и растекаться за пределы страны. Кажется, будто обиходным становится холодный расчет: кроме как вооружать стороны и созерцать полыхающий конфликт, мало что можно сделать. Международное сообщество не должно бросать население Сирии и региона на произвол нескончаемых волн жестокости и кризиса.

Вероятная численность погибших на настоящий момент далеко зашкаливает за 150 тысячную отметку. Тюрьмы и импровизированные пункты содержания под стражей переполнены мужчинами, женщинами и даже детьми. Широко распространены случаи бессудной казни людей и их смерти от невыразимых пыток. Люди также умирают от голода и некогда редких инфекционных заболеваний. Целые городские поселения и некоторые архитектурные и культурные объекты, составляющие великое достояние человечества, лежат в руинах. Сегодняшняя Сирия все больше становится несостоявшимся государством.

Организация Объединенных Наций приложила немало усилий для преодоления глубоких корней и разрушительных последствий конфликта. Благодаря нашим гуманитарным и иным усилиям удается спасать жизни и уменьшать страдания. Но наша основополагающая цель – прекращение конфликта – остается не достигнутой. Слабые перспективы мира стали еще более чахлыми со вспышкой насилия и межконфессиональной напряженности в Ираке. Под вопросом сплоченность и целостность уже не одной крупной страны, а двух.

Принципиальный и комплексный курс дальнейших действий можно оконтурить следующими шестью тезисами.

Во-первых, прекратить насилие. Со стороны иностранных держав безответственно оказывать непрекращающуюся военную поддержку действующим в Сирии сторонам, которые совершают злодеяния и грубо нарушают основополагающие принципы прав человека и международного права. Я настоятельно призвал Совет Безопасности ввести оружейное эмбарго. Сторонам необходимо вновь сесть друг перед другом за стол переговоров. Сколько еще людей должно умереть, прежде чем это произойдет?

Во-вторых, защитить людей. Под руководством Организации Объединенных Наций продолжают прилагаться колоссальные усилия по оказанию гуманитарной помощи. Однако правительство по-прежнему вводит бессовестные ограничения на доступ; оно изымало предметы медицинского назначения у автоколонн, доставлявших гуманитарные грузы, а также умышленно морило голодом и подвергало коллективному наказанию то население, которое считало симпатизирующим оппозиции. Сходным образом вели себя и некоторые повстанческие группы.

Кроме того, международное сообщество едва ли на треть профинансировало то, что необходимо для усилий по оказанию помощи. Я продолжаю призывать к прекращению осад и обеспечению беспрепятственного гуманитарного доступа через внутренние фронтовые рубежи и международные границы.

В-третьих, начать серьезный политический процесс. Противоборствующие стороны систематически блокировали неустанные инициативы двух ведущих дипломатов мира – Кофи Аннана и Лахдара Брахими.

Еще одним ударом стали проведенные в этом месяце президентские выборы, которые не соответствовали даже минимальным стандартам, позволяющим доверять итогам голосования. Вскоре я назову кандидатуру нового специального посланника, который займется отысканием политического решения и способа продвижения к новой Сирии. Особую ответственность за то, чтобы помочь прекращению этой войны, несут страны региона. Я приветствую недавние контакты между Ираном и Саудовской Аравией и надеюсь, что они позволят укрепить доверие и отказаться от деструктивного соперничества в Сирии, Ираке, Ливане и других местах. Сирийские группы гражданского общества прилагают отважные усилия, стремясь уберечь социальную ткань и сохранить открытыми каналы солидарности и коммуникации.

В-четвертых, добиваться привлечения к ответственности за серьезные преступления. В прошлом месяце в Совете Безопасности не прошла резолюция, нацеленная на передачу вопроса о происходящем конфликте в Международный уголовный суд (МУС). Я прошу те государства-члены, которые говорят, что они против обращения в МУС, но за торжество юстиции в Сирии, выступить с убедительными альтернативами. Сирийский народ имеет право на правосудие и противодействие безнаказанности.

В-пятых, закончить уничтожение химического оружия в Сирии. Организация Объединенных Наций и Организация по запрещению химического оружия вместе работали над уничтожением или вывозом из страны всех заявленных материалов из некогда большого арсенала. Многие государства-члены предоставили критически значимые ресурсы и поддержку для выполнения этой непростой задачи, которой приходилось заниматься в зоне активных военных действий и которая будет теперь завершаться на различных объектах по уничтожению, находящихся за пределами Сирии. Хотя человекоубийство в Сирии совершается почти во всех случаях с помощью обычного оружия, было существенно важно настоять на соблюдении общемировой нормы, запрещающей производство и применение химического оружия.

В-шестых, заниматься региональными гранями конфликта, включая экстремистскую угрозу. По обе стороны воюют иностранные бойцы, что повышает уровень насилия и обостряет межконфессиональную ненависть. Нам не следует слепо верить сирийскому правительству, когда оно демонизирует всю оппозицию, объявляя ее террористами, однако мы не должны и слепо не замечать реальную угрозу, исходящую в Сирии от террористов. Мир должен сообща выступить за ликвидацию финансовой и иной поддержки, оказываемой фронту «Ан-Нусра» и организации «Исламское государство Ирака и Шама». Последняя к тому же угрожает и всем сообществам в Ираке; кардинально важно, чтобы ведущие политические и религиозные деятели региона призывали к сдержанности и избегали сползания к циклу «нападение – ответный удар».

На данный момент крупнейшей помехой для прекращения сирийской войны является представление о возможности выиграть ее военным путем. Я не приемлю нынешних толков о том, что правительство Сирии «побеждает». Покорение территории воздушными бомбардировками густонаселенных гражданских кварталов – не победа. Принуждение жителей осажденных местностей к капитуляции голодным измором – не победа. Даже если одна сторона одержит верх в краткосрочной перспективе, понесенные огромные потери лягут семенами будущего конфликта.

Опасная межконфессиональная напряженность, массовые перемещения беженцев, каждодневные зверства и распространяющаяся нестабильность делают гражданскую войну в Сирии глобальной угрозой. На том опустошенном пространстве, которое представляет собой сегодняшняя Сирия, поставлены на карту все ценности, за которые мы выступаем, и все начала, во имя которых существует Организация Объединенных Наций. Международному сообществу, в частности Совету Безопасности, давно уже пора приступить к выполнению своих обязанностей.

"