Posted 29 июня 2008,, 20:00

Published 29 июня 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:09

Updated 8 марта, 08:09

Не стучат по деревяшке

Не стучат по деревяшке

29 июня 2008, 20:00
На финско-российской границе вновь собираются тучи. Министр внешней торговли Суоми Пааво Вяюрюнен заявил в конце прошлой недели о том, что его ведомство готовит проект предложения о введении платы за транзит по финской территории российских грузовиков. Собранные средства, по словам министра, должны пойти на компенсацио

Москва начала постепенно повышать тарифы на экспорт древесины в прошлом году, планируя довести их до 50 евро за тонну с 1 января 2009 года. Финская лесная индустрия в значительной степени (до 40%) зависит от поставок российского сырья. Потребности в березе, идущей на изготовление газетной бумаги, еще выше. Уже сегодня, при цене 15 евро за тонну, российский импорт едва окупается. 50 евро за тонну, по оценке Объединения финских лесопромышленников, будет означать полную остановку российских закупок и закрытие многих предприятий.

До сих пор Финляндия, поддержанная Швецией, деревоперерабатывающая промышленность которой также зависит от поставок из России, добивалась снижения пошлин дипломатическими мерами. В частности, Хельсинки и Стокгольм угрожают наложить вето на вступление нашей страны в ВТО. Однако Москва остается непреклонна. В минувшую среду в телефонном разговоре с министром внешней торговли Финляндии глава минэкономразвития России Эльвира Набиуллина в очередной раз подтвердила, что Россия оставит тарифный план в силе. Поднятие пошлин на сырье, как надеются в Москве, вдохнет жизнь в отечественную деревообрабатывающую промышленность.

В итоге Финляндия пообещала обложить поборами российский транзит. Как сообщает финская общественная телерадиокорпорация Yle, комиссар ЕС по внешней торговле Петер Мандельсон уже объявил о поддержке подобных мер. Если Москва не пойдет на уступки до конца июля, оплачивать возросшие расходы финского лесопромышленного комплекса придется российским перевозчикам.

«Это будет не ответом на повышение тарифов на древесину, а способом компенсации расходов финской лесной индустрии», – заявил комиссар, уходя с помощью этой изящной формулировки от обвинений в начале торговой войны.

Через порты стран Балтии и Финляндии поступает в Россию около 40% всего импорта. Доля Финляндии достигает 25%, а по автомобилям – почти 50%. Ежегодно финско-российскую границу пересекает около миллиона фур. Возможное введение санкций против машин, следующих на восток, вызвало в Финляндии неоднозначную реакцию даже среди сторонников дорожных поборов. Многие из них утверждают, что средства следует пустить на поддержание в порядке дорог, ведущих к границе, а не на субсидии лесопромышленникам. Администрация портов в восточной Финляндии, полностью ориентированных на Россию, также недовольна законопроектом. Как заявил в интервью радио Yle Сеппо Херрала, директор порта Хамина, Москва может воспринять введение ответных мер как провокацию, и транзит уйдет из Финляндии. «Пошлины ударят по портам Хамина и Котка, компании, которые их используют, будут искать альтернативные пути», – считает г-н Херрала.

По оценке министерства транспорта Финляндии, лишь прямая прибыль страны от обеспечения транзита достигает почти 300 млн. евро в год, в то время как расходы на восстановление изношенного дорожного покрытия и прочие меры, связанные с «русскими перевозками», едва достигают шестой части этой суммы. Опосредованные доходы Финляндии, которым страна обязана транзиту, оцениваются в миллиарды евро.

Заверения министра внешней торговли в том, что русский транзит никуда в ближайшей перспективе не уйдет, эксперты считают наивными. Если перевозки в Россию через Эстонию, резко сократившиеся в последние годы по политическим причинам, вряд ли увеличатся, то может расшириться латвийский коридор. Латвийское правительство уже сделало ряд шагов на сближение с Москвой, объявив о намерении превратить латвийские порты в «главные ворота» на Балтике в Россию.

Критики действий министерства внешней торговли Финляндии считают, что власти напрасно привязали возможное введение пошлин на транзит к «деревянной войне», убив этим на корню действительную возможность дополнительно заработать на транзите. Политизация всегда вредила экономике.

На взимании пошлин с российских фур уже несколько лет настаивает Объединение грузоперевозчиков Суоми SKAL. По мнению этой организации, интенсивный транзитный поток на восток разрушает финские скоростные трассы, кроме того, более дешевые российские транспортники перехватывают заказы у финских конкурентов. «Если власти введут ту же тарифную сетку, что используется в Германии, доходы лишь на одной трассе E18, ведущей к погранпереходу Ваалимаа – Торфяновка, составят 20 миллионов евро в год», – заявил председатель SKAL Ахти Миллис. – Эти деньги можно пустить на ремонт дорог, которые разбивают русские грузовики».

Финские власти пока занимают выжидательную позицию в диалоге со своими перевозчиками. Как сообщает газета «Хельсингин саномат», все могут решить действия России. В ближайшее время должно начаться строительство скоростной трассы между Москвой и Петербургом, частичное финансирование которой будет осуществлено за счет введения дорожных сборов. По словам гендиректора департамента транспортной политики министерства транспорта Финляндии Харри Кавена, в случае появления в России хотя бы одного платного шоссе Суоми также введет «дорожный налог» на российские автомобили, въезжающие на территорию Финляндии.

"