Posted 29 мая 2006,, 20:00

Published 29 мая 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:07

Updated 8 марта, 09:07

Подозревается, но пока не обвиняется

Подозревается, но пока не обвиняется

29 мая 2006, 20:00
Израильский бизнесмен российского происхождения Аркадий Гайдамак (он же – Арье Бар-Лев) последнее время все чаще попадает в сферу внимания международных СМИ. Он уже несколько раз допрашивался израильской полицией по подозрению в отмывании капиталов. Одно время ему пытались вменить в вину незаконные переводы через трет

Фамилия 54-летнего Аркадия Гайдамака нередко всплывает в одном ряду с российскими олигархами еврейского происхождения, которые сколотили свой капитал в России. Но с Гайдамаком все не так. На российском рынке он выступил скорее как инвестор, купив недавно еженедельник «Московские новости». Бывший москвич, Аркадий Гайдамак прибыл в Израиль в возрасте 19 лет и почти немедленно покинул Землю обетованную, оказавшись в Париже. Первые большие деньги юный Гайдамак заработал, создав по всей Франции сеть переводческих бюро. Но мультимиллионером он стал только тогда, когда занялся торговыми операциями с Анголой вместе с Жаном Кристофом Миттераном, старшим сыном бывшего французского президента Франсуа Миттерана, и некоторыми представителями французских спецслужб. Гайдамак продал Анголе оружие на сотни миллионов долларов. Французы считают, что речь идет о российском вооружении. Однако не этот факт волнует официальный Париж. Французская прокуратура обвиняет Гайдамака в неуплате налогов на сумму в 100 млн. долларов. Французский МИД требует экстрадиции Гайдамака из Израиля, но почему-то здесь не спешат с предоставлением доказательств его вины. В данном случае важно заметить, что Миттеран- младший почти десять лет возглавлял отдел африканских стран МИД Франции, но в связи с этим на него гнев французской Фемиды почти не распространяется. Во времена президентства Миттерана Аркадия Гайдамака не обошли французские награды, в том числе и ордена. Сегодня Аркадий Гайдамак торгует ангольской нефтью и драгоценными камнями. Кстати, его активность вызывает подозрение не только у полиции. В одних публикациях его именуют российским шпионом (хотя у Гайдамака нет российского гражданства), в других – французским.

Моше Венеция, проработавший в Израиле много лет полицейским следователем, сказал корреспонденту «НИ»: «Почти все российские толстосумы, осевшие в Израиле, принимают навязанные им правила игры и не рискуют заниматься бизнесом на земле предков. Им никто не возбраняет роскошно жить, покупать виллы и яхты, путешествовать, заниматься благотворительностью, но встревать в уже давно поделенный местный рынок здешние воротилы этого рынка «русским» не позволят». «Получается, что полиция выполняет определенный заказ?» – задаю я вопрос г-ну Венеции. «Нет, – ответил майор полиции, – ситуация здесь сложнее, в Израиле не принято выставлять богатство напоказ. А российские богачи бравируют деньгами. И еще – израильские богачи накапливали деньги поколениями, а в России оказалось возможным стать миллиардером в два счета. Это весьма подозрительно. Не забывайте, что в Израиле сильны социалистические традиции».

В Москве Гайдамак купил убыточный еженедельник «Московские новости», во Франции едва не купил не приносящую никакого дохода «Франс Суар». Зачем весьма расчетливому и даже жесткому коммерсанту такие покупки? На мой взгляд, это как женитьба принца на Золушке. Во-первых, Золушка сразу становится принцессой. Даже если принц позже разведется с ней, Золушке будет что вспомнить. Во-вторых, благодаря такому мезальянсу принц становится ближе к народу. Гайдамак спас от экономического краха прославленный иерусалимский оркестр «Камерата», покрыв долги этого музыкального коллектива, составлявшие более полумиллиона долларов. Вероятно, Гайдамаку разрешат купить одну из израильских музыкальных радиостанций, но сделку с покупкой крупного концерна «Хевра-Ле-Исраэль», производящего, в частности, химическое оборудование, сорвала старейшая израильская финансовая группа «Офер». Рассерженный Гайдамак высказался о своих конкурентах весьма нелицеприятно: «Я вполне понимаю, что старые элиты опасаются конкуренции со стороны бизнесменов российского происхождения. Но это вовсе не означает, что у меня меньше прав работать и жить в Израиле, гражданином которого я являюсь, чем у репатриантов из Румынии братьев Офер. Я считаю наглостью, что их слова принимаются на веру, а мои игнорируются».

Гайдамак владеет в Израиле иерусалимскими клубами: футбольным «Бейтар» и баскетбольным «Хапоэль». Одновременно он спонсирует ряд благотворительных проектов. Несмотря на полное отсутствие доказательств вины Гайдамака, израильская полиция рекомендовала благотворительным организациям отказаться принимать его пожертвования.

«Аркадий Гайдамак – крупный и амбициозный капиталист», – сказал в беседе с «НИ» один из работников израильской прокуратуры. – Мы, конечно же, обязаны проверить все подозрения. Но не секрет, что местный финансовый истеблишмент подозрительно относится к нуворишам из России вообще». Возможно, покупками спортивных клубов Гайдамак пытается «пробить окно» в круговой поруке местных финансовых баронов.

"