Posted 29 апреля 2010,, 20:00

Published 29 апреля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:56

Updated 8 марта, 06:56

Один на один с кризисом

Один на один с кризисом

29 апреля 2010, 20:00
Любого, кто приезжает в Южную Корею впервые, в любом городе поражает обилие небольших магазинов, ресторанов, маленьких гостиниц, мастерских и развлекательных заведений. Все это, как правило, малый бизнес, то есть предприятия с числом сотрудников менее 20 человек. Однако обилие, поясняют предприниматели, отнюдь не синон

Что в Сеуле, что в его пригородах, что в маленьких городках можно без проблем чуть ли не на каждом шагу отведать обжигающий «пульгоги» (мясо на гриле), зажаренные в перце щупальца осьминога или остановиться на ночь или на пару часов в традиционном корейском «йогване» – небольшой гостиничке или мотеле. Это, пожалуй, самые типичные здесь предприятия малого бизнеса. Сетевые рестораны корейского фастфуда с их сотнями точек по всей стране также относятся к сфере МСБ. Они, как правило, принадлежат конкретным семьям, взявшим «на прокат» известные бренды. Более того, учитывая повсеместную известность крупных конгломератов, мелкие предприниматели зачастую без всяких договоренностей с обладателями торговых марок называют свои отели или магазинчики «Дэу» или «Хёндэ». И «большие» относятся к этому спокойно, воспринимая такие «кражи» скорее как лишнюю рекламу.

На первый взгляд, «малышей» очень много, но сами предприниматели утверждают, что кризис сильно выкосил их ряды. И произошло это, по их мнению, не только по объективным причинам, но и по вине властей. Так, кстати, думают не только владельцы магазинов, лавочек и небольших гостиниц, но и многие авторитетные экономисты. Они убеждены: правительство недостаточно помогает малому бизнесу. По их мнению, власти, решая кризисные проблемы, в первую очередь содействуют «чеболям» (промышленным конгломератам, например, таким гигантам, как «Самсунг» и «Хёндэ») и крупным банкам, которые тем же «чеболям» и принадлежат. Речь идет о финансовых льготах, выгодных кредитах, прямой финансовой помощи. А малый бизнес вынужден преодолевать экономические трудности в одиночку.

В этом, впрочем, нет ничего нового. Такие обвинения звучали и раньше. Ведь еще в

1960-е годы ради подъема экономики власти сделали ставку именно на большой бизнес. Однако, отмечают некоторые эксперты, с тех пор многое изменилось, и сегодня страна пережила бы кризис легче, если бы активно поддерживала не только крупные компании, но и «малышей». По недавно опубликованным сеульской газетой Korea Times данным за прошлый год, уровень использования мощностей малых и средних фирм в Южной Корее упал до небывало низкой отметки. Федерация малых и средних предприятий сообщила, что в прошлом году потенциал МСБ в экономике страны был использован менее чем на две трети (точнее – на 62,6%), это рекордно низкий показатель. И такая «недогруженность» малого бизнеса, по мнению аналитиков, негативно сказывается на темпах выхода из экономического коллапса.

Подобные упреки, возможно, справедливы, тем не менее нельзя не признать: часть мелких предприятий все же находится под определенной защитой государства, особенно социально значимые. Именно поэтому многие рыбные ресторанчики и магазины до сих пор не разорились. Например, на острове Чеджу ряды ресторанов, предлагающих посетителям сырую рыбу «сашими», по-прежнему открыты, несмотря на то, что там почти нет посетителей. А ведь полтора года назад над островом еще и пронесся тайфун, частично разрушивший весь этот район. Без помощи государства малый бизнес тут точно бы не выжил. Хотя тем, кто не ощутил поддержки, действительно пришлось очень тяжело.

Г-н Ким, владелец одного из «йогвана» в сеульском районе Пупьён, рядом с метро (а их по стране разбросаны многие тысячи), рассказал «НИ»: «Ситуация была не из лучших. В прошлом году, когда кризис обострился, нам просто нечем было платить за электричество. Днем мы даже отключали на час кондиционеры в комнатах постояльцев, сократили число кабельных телеканалов до 80. Стали предлагать почасовую оплату, сильно снизили цены – теперь комнаты стоят всего 25 тыс. вон (менее 25 долларов. – «НИ») в сутки, но все равно у нас останавливаются только по выходным. И то немного… Мы действительно не чувствуем серьезной поддержки государства. Но, понимаете, в Корее у каждого бизнеса, большого и малого, есть своя ниша. Каждый старается заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие. Одни строят корабли, другие держат рестораны и мотели. И то и другое для страны важно, и то и другое нуждается в поддержке».

"