Posted 28 ноября 2012,, 20:00

Published 28 ноября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:13

Updated 8 марта, 05:13

Временная высшая мера

Временная высшая мера

28 ноября 2012, 20:00
Украинские политики заговорили о необходимости возвращения в законодательство страны смертной казни. Хотя бы временно: чтобы казнить трех человек (если их так можно назвать), осужденных за чудовищное преступление, потрясшее всю страну. Пожалуй, ни одно начинание украинских политиков не встречало такой единодушной подде

Эта страшная история началась весной текущего года. В городе Николаеве в ночь на 10 марта трое молодых людей сначала познакомились в кафе с 19-летней местной жительницей Оксаной Макар, потом изнасиловали ее, придушили, а после выбросили на стройке и, еще живую, подожгли, накрыв ветошью. В больнице Оксана перенесла несколько операций. Пытаясь спасти ее, медики ампутировали девушке обе ступни и руку. Все зря. 29 марта Оксана Макар скончалась. Практически до самой смерти девушка, у которой было обожжено 55% тела, оставалась в сознании. 25 марта она жаловалась, что почти не чувствует тела: «Врачи говорят: если бы была без сознания – мне было бы легче. А я же все вижу, пониманию, чувствую. Но это хорошо, что я в сознании. Говорят, так шансов больше».

Во вторник обвиняемых в зверском убийстве признали виновными и приговорили к тюремному заключению. Обвиняемый Евгений Краснощек получил пожизненное заключение, Артема Присяжнюка приговорили к 15 годам лишения свободы, а Максима Погосяна – к 14. Адвокат мамы Оксаны намерен обжаловать, как он выразился, «слишком мягкий» приговор. Он требует пожизненного заключения для всех подсудимых. Сам судебный процесс не обошелся без скандала. В зал пытались не пустить журналистов. Много вопросов и к следствию. Сразу после ареста Евгений Краснощек дал показания, в которых рассказал, что происходило той ночью: «Она орала, руками махала. Я ее изнасиловал. Ну, потом она не успокоилась как бы. Решил задавить». И после таких признаний николаевские милиционеры отпустили под подписку о невыезде двоих из трех подозреваемых. Мол, они «не представляют опасности для общества». Их задержали вновь, только когда жители города вышли на митинг, облили керосином чучела насильников, подожгли и потребовали – в порядке исключения – вернуть в стране смертную казнь. На один день. Для этих троих. «Скажу одно: такого зверья в нашей стране быть не должно. Это просто животные. Дали бы мне автомат, клянусь, я бы просто всех их расстреляла», – говорила журналистам мама Оксаны. Впрочем, после того, как зачитали приговор, она не проронила ни слова и поспешно ушла.

После трагедии, произошедшей с Оксаной Макар, на Украине вновь заговорили о возвращении смертной казни. Среди политиков больше всего ратуют за это коммунисты. В интервью «НИ» лидер КПУ Петр Симоненко заявил, что в ходе недавней предвыборной кампании к нему обращались избиратели с просьбой снять мораторий на высшую меру наказания, которая существовала на Украине до 1995 года.

Эксперты утверждают, что подобные требования вряд ли будут удовлетворены. Желающие за смерть карать смертью в качестве аргументов приводят неутешительную статистику: только в прошлом году количество преступлений на Украине увеличилось на 8%. В их числе – потрясающие по цинизму и жестокости ограбления банков в Донецке. Тогда бандиты застрелили пятерых посетителей и сотрудников банка. За подобные преступления закон предусматривает от 15 до 25 лет. Максимум – пожизненное заключение. Даже самому страшному и жестокому убийце в стране (маньяку Анатолию Оноприенко, убившему в 90-х больше полусотни человек) сохранили жизнь. Его поймали, когда Украина уже вступила в Совет Европы и отменила смертную казнь.

Правозащитник Семен Глузман заявил «НИ», что линчевания или казни ненавистных преступников общество требует, когда не верит в правосудие. «Если мы в нашей стране начнем казнить, мы будем казнить в том числе невиновных. А потом будем извиняться перед могилой», – считает он. Правозащитники также утверждают, что наличие смертной казни не сдерживает убийц, поскольку исследования ученых показали: количество убийств не зависит от того, какой именно является высшая мера наказания в стране. Впрочем, сторонникам возвращения смертной казни такие аргументы все равно кажутся неубедительными.

"