Posted 28 ноября 2004,, 21:00

Published 28 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

Украина ждет суда

Украина ждет суда

28 ноября 2004, 21:00
Сегодняшний день может стать для Украины переломным: Верховный суд обещает вынести вердикт по Центризбиркому. Ответа на вопрос, виновен или нет ЦИК в массовых фальсификациях на президентских выборах, отчего зависит, будет или нет переголосован второй тур выборов, ожидает вся страна. В Киеве, где площадь Независимости з

Вчера Совет национальной безопасности и обороны Украины провел специальное заседание, на котором была обсуждена ситуация в стране. Заседание вел действующий президент Леонид Кучма. Совет безопасности предложил ускорить переговоры, которые идут между представителями двух кандидатов в президенты Украины – Виктора Ющенко и Виктора Януковича, так как затягивание диалога ведет к усугублению политического и экономического кризиса в стране. Участники заседания объявили, что к сторонникам акций протеста сила применяться не будет, и назвали незаконными идеи региональных органов власти об образовании автономий на Украине.

Первый заместитель премьер-министра Николай Азаров заявил в воскресенье журналистам, что бюджет страны уже недополучил 600 млн. гривен из-за событий, происходящих после второго тура президентских выборов. Это, по словам Азарова, «ставит под сомнение возможность правительства выполнять свои обязательства». В то время как вице-премьер давал пресс-конференцию в Киеве, его начальник – Виктор Янукович выступал на съезде глав восточных и южных областей в Северодонецке. Напомним, что несколько дней назад оттуда прозвучал ультиматум: если президентом не будет признан Янукович, Харьков и Донбасс прекратят отчисления в госбюджет.

На Майдане в центре Киева (площадь Независимости) вчера и сегодня еще более многолюдно, чем во все дни минувшей революционной недели. Сама площадь вмещает, как говорят милиционеры, порядка 200 тысяч человек, но при условии, что на квадратном метре располагается четверо. На самом деле люди стоят так плотно, что кажется, будто они вдавлены друг в друга. «Если, – говорят в толпе, – нас обманет и Верховный суд, пойдем вместе с Юлей занимать административные здания». Настроения манифестантов, которые по-прежнему скандируют: «Мы за Ющенко!», тем не менее, меняются не в пользу лидера оппозиции. Ему ставят в упрек, что он, при очевидной поддержке Запада, не мог «вместе с Соланой» (Хавьер Солана – верховный комиссар Евросоюза) добиться отставки Виктора Януковича с поста премьер-министра. «Если Янукович останется премьером, – поясняют демонстранты, – на перевыборах, опять же если они будут, будет задействован админресурс и фальсификация повторится». Дипломатические действия лидера революционно настроенному народу кажутся нерешительными, им больше импонирует напористость правой руки Ющенко – Юлии Тимошенко, которая не только «коня на скаку остановит», но, если надо, и танк. И как сегодня, после объявления Верховным судом своего решения, поведет себя Крещатик, зависит от того, куда позовет его «Юля».

Украина сегодня не просто на грани раскола, ее целостность поставлена под сомнение рядом восточных, южных, западных областей, а также Крымом. Вчера в Северодонецке состоялся съезд представителей органов местного самоуправления юго-востока Украины. На нем были представлены 17 регионов страны, но инициировали встречу лидеры Донецкой, Луганской, Запорожской областей. Крым и стоящий особняком Севастополь прислали свои делегации, но как бы в качестве наблюдателей. Симферополь приветствует идею директората Донбасса еще раз напомнить Киеву о том, что юго-восток страны – регион самодостаточный и может, если его доведут, трансформироваться в анклав. Но Крым не торопится к этому анклаву примыкать, он, если центральная власть пошатнется, будет гулять сам по себе. В Симферополе об этом говорили на протяжении всей минувшей недели. Пока в Киеве митинговали, там прикидывали, как обыграть ситуацию под себя. Тем более что на полуострове тоже не все в порядке. Это продемонстрировали выборы: его русскоязычная часть проголосовала за Януковича, а крымские татары надели оранжевые повязки и шарфы – они встали на сторону революционной оппозиции.

Вчера северодонецкий сход не провозгласил курс на автономию или на присоединение к России. Но это может произойти, если этой части Украины не понравится решение Верховного суда или результат повторных выборов (в случае их проведения).

Примерно те же настроения в Западной Украине. Львов заявил, что будет подчиняться только Виктору Ющенко, которого признает единственным легитимным президентом. И никакие иные государственные расклады его не устроят. Даже если они будут подтверждены итогами повторного голосования. Львов пока не объявил себя автономией или частью Польши, но это может произойти по тем же причинам, что и на противоположной окраине страны.

Ситуация обостряется тем, что и на востоке, и на западе Украины снуют эмиссары – с одной стороны, российские, с другой – польские. Украина, как 3 века назад, после смерти Богдана Хмельницкого, разрывается между Россией и Польшей. Тогда тоже делили власть. Новый гетман – Выговский – подался к «ляхам» (полякам), а Запорожская Сечь присягнула русскому царю. Смута была большая.

Нынче во Львов для поддержки «своих» украинцев съехались тысячи поляков, в Киев поспешили Лех Валенса и Александр Квасневский. В Северодонецк вместе с Януковичем прилетел Юрий Лужков. Что касается российского президента, то он, как известно, успел поздравить одного из кандидатов с победой, хотя конца украинским выборам пока не видно.

Украина поделилась условно на «западных» и «донецких», хотя не исключено, что появятся «крымские» и «одесские». Тем не менее у «голубых» и «оранжевых», левых и правых, западных и восточных есть то, что их объединяет, – все они не хотят Кучму. Об этом мне говорили во время командировки на Украину многие. Села центральной Украины качнулись в сторону Ющенко не потому, что очень его любили (Ющенко действительно является любимцем западных украинцев и киевлян), а потому, что Янукович «всегда стоит рядом с Кучмой». В Донбассе и Запорожье тоже устали от действующей власти, но здесь проголосовали за ее кандидата потому, что он сказал местному населению то, чего не сказал Ющенко. Он заверил восток и юг, что откроет границы с Россией и никогда не запретит им говорить по-русски.

Когда я уезжала из Киева, водитель, подбросивший меня до вокзала, заметил:

– Вся эта революция – дело пустое. Я лично ни за кого не голосовал. Почему? Да бесполезно. Все давно просчитано. Сейчас начнутся суды и пересчеты голосов. А потом введут чрезвычайное положение. И у власти останется Кучма. Он же просил для себя еще два года – вот он их себе и обеспечивает. И все останется, как было…

В Киеве между тем народ не покидает улиц и площадей. Он продолжает в буквальном смысле отстаивать свой – европейский выбор. И, ожидая слова судей, поет и молится. У резиденции президента (блокированной со всех сторон народом) в заложниках оказались омоновцы. Власти не кормят их третий день – сквозь толпу не пробьешься. И у спецназовцев теперь что-то вроде соревнования, в котором победитель получает право стоять в первом ряду ограждения. Счастливчикам сердобольные тетки из сел суют пирожки и хлеб с салом. У тех, кто в первых рядах обороны власти, есть еще одно преимущество: они могут передать записки «на волю», в которых сообщают родным, когда будут в наряде. Остальное время солдаты спят в администрации президента: выйти из нее они не могут.

"