Posted 28 сентября 2015,, 21:00

Published 28 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:26

Updated 8 марта, 03:26

Ошибка интерпретации

28 сентября 2015, 21:00
Вчера был улажен скандал, вызванный неудачным высказыванием российского посла в Польше Сергея Андреева, касающимся начала Второй мировой войны. Дипломата вызвали в польский МИД. По окончании беседы там он заявил журналистам, что его слова неверно интерпретированы.

На прошлой неделе Андреев дал интервью программе «Czarno na Bialym» («Черное на белом») на польском телеканале TVN24. В нем он, в частности, заявил, что «советские войска вошли на территорию Западной Белоруссии и Западной Украины тогда, когда судьба войны между Германией и Польшей была уже решена. Накануне было ясно, что Франция и Великобритания не придут на помощь Польше – и в этих условиях было необходимо обеспечить безопасность СССР». Далее посол указал на то, что «политика польского руководства, которое в течение 30-х годов ХХ века неоднократно блокировало создание антигитлеровской коалиции, привела к катастрофе», в связи с чем Польша также несет частичную ответственность за развязывание Второй мировой войны.

Так или иначе, но, являясь официальным представителем страны, Андреев не имел права делать заявления (тем более в публичном пространстве), которые, мягко говоря, являются его личной точкой зрения по крайне болезненному в Польше вопросу о событиях сентября 1939 года и которые, заметим, не совпадают с официальной российской трактовкой этих событий. Более того, своим заявлением российский посол вольно или невольно «подставил» тысячи живущих в Польше россиян (тех, что с российским паспортом).

МИД Польши в специальном заявлении выразил удивление и беспокойство по поводу взглядов российского посла в Польше и его попыток оправдать сталинские репрессии против поляков. «Сейчас 2015 год: мне кажется, что нельзя говорить такие вещи, которые возвращают нас в те времена, когда российской или, точнее, советской дипломатией занимался Вячеслав Молотов», – заявил польский министр иностранных дел Гжегож Схетына. А пресс-секретарь польского правительства Цезарий Томчик в числе возможных «ответных мер» польской стороны назвал и высылку посла. В итоге в понедельник 28 сентября посла вызвали «на ковер» в польский МИД. «Я объяснил, что мои слова неверно интерпретировали, – рассказал г-н Андреев журналистам. – Я не подразумевал, что Польша также несет ответственность за развязывание Второй мировой войны». Видимо, этим разъяснением польский МИД остался удовлетворен.

Примечателен контекст, в котором было сделано заявление Андреева в программе «Черное на белом». Интервью посла записывалось вскоре после того, как в местечке Пененжно на северо-востоке Польши начался демонтаж памятника советскому генералу Ивану Черняховскому, которого в современной Польше оценивают неоднозначно. Считается, что он лично участвовал в аресте и ссылках солдат партизанской «Армии Крайовой». Российский МИД выступил с протестом. В ответ МИД Польши отметил, что «решение в отношении памятников принимают местные власти».

"