Posted 28 сентября 2014,, 20:00

Published 28 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:04

Updated 8 марта, 04:04

Старые раны «Эстонии»

28 сентября 2014, 20:00
В воскресенье Швеция отмечала печальный юбилей – ровно 20 лет назад, 28 сентября 1994 года, на пути из Таллина в Стокгольм затонул паром «Эстония». Катастрофа, ставшая крупнейшей в послевоенной Европе, унесла жизни 852 человек. Спаслись только 137 пассажиров и членов экипажа, в основном это были крепкие мужчины в возра

По всей Швеции в минувшие выходные прошли памятные церемонии с участием короля и парламентариев, газеты и телевидение подробно вспоминали обстоятельства этого черного дня в истории страны, интервьюировали выживших на «Эстонии» и родственников погибших. Юбилей разбередил старые раны. Ведь истинная причина гибели парома в штормовую ночь на Балтике до сих пор неясна. Газета Svenska Dagbladet опубликовала открытое письмо известных в стране людей, председателя организации жертв трагедии и их родственников, политиков и общественных деятелей, озаглавленное «Выясните все обстоятельства катастрофы «Эстонии». Авторы письма напоминают, что официальная комиссия по расследованию причин аварии была создана правительствами трех заинтересованных стран – Швеции, Финляндии и Эстонии, – и вину за случившееся переложили на немецкую верфь, строившую судно. По заключению правительственных экспертов, штормовая волна сорвала с креплений носовой визир парома (это часть судна, которая должна подниматься во время погрузки, чтобы пропустить машины на борт), вода хлынула на автомобильную палубу, лишенную переборок, и паром в течение получаса ушел на дно.

Официальную версию катастрофы парома, однако, документально опровергли как представители верфи, так и независимые специалисты. По их мнению, судно затонуло в результате взрыва в районе носового визира. Среди десятка версий, родившихся по следам катастрофы, наиболее обоснованной стала следующая: паром затопили некие спецслужбы, стремившиеся помешать доставке из Эстонии в Швецию украденного российского военного оборудования. В 2011 году эту версию косвенно подтвердило разоблачение, сделанное программой «Задача: расследование» Шведского общественного телевидения. Согласно собранным журналистами сведениям, между Швецией и Эстонией существовало секретное соглашение, в рамках которого на «Эстонии» переправляли на Запад через Швецию российскую военную технику, легально или нелегально полученную в ходе вывода российских войск из стран Балтии в начале 90-х годов. Эту информацию подтвердил отставной таможенник Ульф Ларссон, которому начальство запретило досматривать определенные машины, находившиеся на автомобильной палубе «Эстонии». Однако таможенник нарушил приказ и лично видел ящики с российской военной электроникой.

Правительство Швеции упорно игнорировало факты, опровергавшие официальную версию, отказываясь прибегнуть к услугам независимой экспертизы. Паром, лежавший на глубине 80 метров в районе финского острова Уто в международных водах, был объявлен морской могилой. Погружения на него запретили. К соглашению присоединились девять стран, в том числе Россия, однако на представителей иных государств запрет юридически не распространялся. В результате на паром на протяжении минувших двух десятилетий, как показали прошедшие в шведском парламенте слушания, неоднократно погружались.

«Количество погружений к судну растет, оттуда поднимают на поверхность различные предметы. Водолазное снаряжение постоянно улучшается, и глубина в 80 метров становится все доступнее», – цитирует газета Aftonbladet мнение морского историка Клаеса-Йерана Веттерхольма, высказанное в ходе парламентских слушаний по «Эстонии».

Веттерхольм заявил, что необходимо, пока время и дайверы не сделали свое дело, поднять корпус «Эстонии» и установить причины гибели парома. Однако почти наверняка этого сделано не будет. Похоже, что сразу несколько государств заинтересованы в том, чтобы тайна парома никогда не была раскрыта.

"