Posted 28 сентября 2005,, 20:00

Published 28 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:28

Updated 8 марта, 09:28

Go home по-узбекски

Go home по-узбекски

28 сентября 2005, 20:00
Вчера помощник госсекретаря США по делам Европы и Азии Дэниел Фрид после встречи с президентом Узбекистана Исламом Каримовым заявил, что Вашингтон согласился выполнить требования Ташкента о закрытии американской военной базы в Ханабаде «без дополнительных обсуждений». По его словам, США выведут своих военнослужащих из

Ташкентские переговоры американского эмиссара были трудными. Накануне визита Фрида узбекские власти обвинили посольство США в финансировании майского мятежа в Андижане. Основанием для этого послужили признания одного из подсудимых по андижанскому делу Твакалбека Ходжиева. По его словам, сотрудники американского посольства передавали деньги представителям радикальной исламской группировки «Акромия», чтобы те организовали акции неповиновения. Дэниел Фрид назвал эти утверждения смехотворными. «Нет основания верить словам, будто бы США поддерживают нападения исламских экстремистов, в то время как сами уже четыре года ведут борьбу с такими же людьми», – подчеркнул дипломат, демонстративно не скрывавший своего удивления по поводу того, что официальный Ташкент ретранслировал «антиамериканские пассажи» подсудимого Ходжиева.

Напомним, что беспорядки в Андижане начались 12 мая после того, как сторонники 23 местных предпринимателей, обвиненных в религиозном экстремизме, штурмом взяли местную тюрьму и освободили арестантов. Затем вооруженные люди заняли здания местных органов власти. Оппозиция утверждает, что в ходе подавления этого восстания погибли более 750 человек. Однако правительство Узбекистана, отказываясь от международного расследования андижанских событий, признает, что были убиты лишь 187 человек.

Между тем представители узбекской оппозиции, например Народного движения «Бирлик» («Единство»), считают, что, обвиняя американцев в финансировании андижанских мятежников, президент Ислам Каримов добивается прежде всего вывода военной базы США из республики и прекращения «вмешательства» заокеанских правозащитных организаций в местные дела. Как считают сами правозащитники (организация Freedom House), Каримов боится повторения в Узбекистане «бархатной революции» – подобной тем событиям, что привели к смене режимов в Грузии, Киргизии и на Украине.

Американская авиабаза на военном аэродроме Ханабад под Карши была размещена в декабре 2001 года по мандату ООН в рамках контртеррористической операции в Афганистане. Эта база, которую в Пентагоне называют К-2, служила перевалочным пунктом при проведении антиталибских операций. Еще одна американская авиабаза, Ганси, с этой же целью была создана в киргизском международном аэропорту «Манас». Недавно Вашингтону удалось договориться с Киргизией о продлении мандата американских военных, однако Ташкент не пошел на аналогичные уступки и настойчиво потребовал ухода американцев из Ханабада. Все началось с того, что в ответ на американскую критику за подавление андижанского мятежа Ташкент ввел ограничения на доставку грузов в Ханабад. А затем (в июле) потребовал вывести в шестимесячный срок военнослужащих США с территории страны. Узбекская оппозиция опасается, что как только это произойдет, власти опустят между Узбекистаном и внешним миром «железный занавес» – чтобы подавить любое инакомыслие в стране. Такой вариант развития событий косвенно подтверждает хотя бы тот факт, что вчера узбекская государственная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» приняла решение с 1 ноября сократить число авиарейсов из Ташкента в Нью-Йорк с двух раз в неделю до одного.




От Каримова – к Туркменбаши

"