Posted 28 сентября 2004,, 20:00

Published 28 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Купить и уничтожить

Купить и уничтожить

28 сентября 2004, 20:00
Замдиректора департамента таможенного контроля Киргизии Абдыкайым Абсаттаров предложил бороться с афганским героином путем его скупки у непосредственных производителей – с последующим уничтожением. Такое предложение он сделал на Совещании руководителей таможенных служб стран, граничащих с родиной наркотиков – Афганиста

На совещании, которое проходит в деловой столице Казахстана Алма-Ате, г-н Абсаттаров мотивировал свою позицию так: скупка наркотиков прямо в Афганистане стоит гораздо дешевле, чем борьба с их завозом в страны СНГ и Европы. Кроме того, с его точки зрения, этот способ более эффективен.

По подсчетам докладчика, стоимость всего героина, произведенного в Афганистане в 2004 году, составит около миллиарда долларов. Таких денег, признает г-н Абсаттаров, конечно, нет ни у стран Центральной Азии, ни у России, куда поступает основной поток афганского героина. Государственный внешний долг Киргизии на сентябрь с.г. составляет 1 млрд. 834,6 млн. долларов, а объем ее госбюджета не дотягивает и до 500 млн. долларов. Поэтому для аккумуляции необходимой суммы Абсаттаров предлагает создать международный фонд, куда смогут вкладывать средства все заинтересованные государства – в том числе и страны Евросоюза, тоже страдающие от наплыва афганских наркотиков.

Первым сомнение в этой методике высказал присутствовавший на совещании генсек Всемирной таможенной организации (ВТО) Мишель Дане. По его мнению, проблему наркотрафика из Афганистана так не решить.

Больше того, подобное сотрудничество обязательно приведет к переговорам с наркомафией, а также к тому, что международному сообществу придется брать на себя перед ней определенные обязательства. Г-н Дане считает подобное недопустимым. Попутно, добавил генсек ВТО, это никоим образом не приблизит к решению одной из основных на сегодняшний день проблем – борьбе с финансированием наркомафией международного терроризма.

Окончательный выбор стратегии борьбы с наркопотоком из Афганистана определяется, конечно, не на Совещании таможенников приграничных стран. Этот вопрос относится к компетенции глав государств, причем не только «транзитных», но и «потребляющих». Показательно тем не менее, что вопрос обсуждается в «стратегической плоскости»: поток наркотиков из Афганистана после падения режима талибов стал столь велик, что «старыми» методами с ним, похоже, не справиться. В условиях, когда силы антитеррористической коалиции не могут контролировать эту страну за пределами Кабула, бремя борьбы с наркотиками автоматически ложится на транзитные страны – то есть страны Центральной Азии и Россию. Попытка создать единый «антинаркотический фронт» в СНГ и подключить к нему страны ЕС, на которые и направлен поток наркотиков, в этих условиях выглядит логичной. Обсуждая на минувшей неделе ситуацию с главой Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Виктором Черкесовым, президент России говорил, по сути, о том же.

Только за последний год, по данным генсека Совета коллективной безопасности СНГ Николая Бордюжи, посевы опиумного мака в Афганистане увеличились в 2,5 раза. В год в Афганистане производится от 2 800 до 4 600 тонн наркотиков силами 400 лабораторий, перерабатывающих урожаи опийного мака. При этом, по данным и российских, и западных спецслужб, в ходе антитеррористической операции в Афганистане ни одна из этих лабораторий не была уничтожена: надежды на то, что после разгрома талибов хребет афганской наркомафии будет сломан, не оправдались. Больше того, несмотря на указ президента Хамида Карзая, запрещающий выращивать наркотические растения, крестьяне сеют мак активнее, чем прежде. К этому подталкивают не только безработица и разруха, но и рост цен на афганский опиум (сейчас он процентов на 30 дороже, чем при талибах). Объясняется этот рост тем, что другие страны-поставщики – Бирма и Колумбия – не могут обеспечить высоких объемов производства отчасти из-за погодных условий, отчасти из-за эффективных методов борьбы, которые стали применять местные власти. В результате доля афганского героина на рынках Европы уже достигла 70–90%.

Последствия для СНГ этих процессов еще более серьезные. По оценке генерала Рустама Назарова, бывшего директора Агентства по контролю за наркотиками при президенте Таджикистана, в настоящее время в странах Содружества идет формирование многопрофильной структуры наркомафии. Увеличение потока наркотиков из Афганистана привело к образованию классических структур наркомафии, которые занимаются как транспортировкой, так и переработкой и распространением наркотиков.

По данным правоохранительных органов РФ, ежегодно в Россию из бывших советских республик Центральной Азии и стран «золотого полумесяца» – Афганистана, Пакистана и Ирана – поступает более 450 тонн наркотиков. Часть сбывается в самой России, часть переправляется в страны Западной Европы. Ежегодные объемы наркорынка России составляют около 3 млрд. долл., и каждый год эта цифра увеличивается на 100–150 миллионов.

Маршруты наркотранзита известны. Сначала афганский героин переправляется в Таджикистан. Оттуда – через Киргизию, Узбекистан и Казахстан – в Россию. Далее – в Западную Европу. Всего таджикских маршрутов три. Первый лежит через Пяндж, где афганские наркокурьеры продают свой товар перекупщикам, которые железной дорогой или самолетами доставляют наркотики в Душанбе. Вторая «опиумная» дорога ведет через пограничный Хорог; этим путем снабжаются большая часть территории Таджикистана и киргизский город Ош. В Россию наркотики поступают, как правило, третьим путем, проходящим через поселки Ленинградский и Ховалинг на афганской границе. За каждым направлением стоят отдельные вооруженные группировки. Из-за того, что протяженность таджикско-афганской границы составляет 1,5 тыс. километров, ни 11-тысячный контингент российских пограничников, ни местные правоохранительные органы не в состоянии взять ее под полный контроль. Контроль горной части был проблемой и в советское время.

Совещание глав таможенных служб в Алма-Ате можно считать лишь началом создания единого антинаркотического фронта. Выработке общей стратегии наверняка будет посвящен и визит в Москву исполнительного директора Управления ООН по наркотикам и преступности Антонио Мария Косты – его ждут через месяц. Надо думать, за это время основные элементы новой стратегии будут очерчены.

"