Posted 28 мая 2012,, 20:00

Published 28 мая 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:47

Updated 8 марта, 05:47

Их работа и опасна, и трудна

28 мая 2012, 20:00
Суд шведского города Елливаре отказал преподавателю, избитому своим учеником, в компенсации от государства. Судья постановил, что профессия учителя по своей сути предполагает наряду с профессиями полицейского и охранника риск быть подвергнутым побоям и прочим унижениям физического и психологического характера. Это реше

Суд рассматривал заявление учителя гимназии в Кируне, избитого старшеклассником. Парень нарушал порядок в школьной столовой, орал, приставал к товарищам. Когда учитель попытался вывести хулигана, тот набросился на него с кулаками, затем, уже лежащего, принялся пинать ногами. «Я убью тебя!» – орал он, размахивая подвернувшейся под руку хоккейной клюшкой. В общем, типичная история, героями которых ежегодно становятся почти 30 тысяч шведских педагогов. По данным Союза учителей, избиениям на рабочем месте когда-либо подвергались 7% членов Союза. Еще 16% сообщили при анкетировании, что подопечные угрожали им. Учитель из Елливаре, утерев кровь и проглотив обиду, обратился в суд с просьбой об экономическом возмещении от государства. Прежде педагоги без проблем получали компенсацию за избиения на рабочем месте. Но в данном случае просьба была отклонена. Государство, как считает ряд обозревателей, решило сэкономить и закрыло двери перед длинной очередью педагогов, выстроившихся за «кровавыми деньгами».

На защиту преподавателя, лишившегося не только «отступных», но и морального права именоваться жертвой, встали СМИ и Союз учителей. «Это неслыханно! – возмущалась на пресс-конференции председатель этой организации Метта Фьелкнер. – Нас ставят на одну доску с полицейскими, которые обладают спецсредствами и, кроме того, имеют право применять физическую силу во время исполнения своих служебных обязанностей. А преподавателям стоит даже схватить за руку разбушевавшегося ученика – тут же последует обвинение в превышении полномочий и увольнение».

Союз учителей по следам приговора суда в Елливаре готовит обращение в парламент с просьбой пересмотреть права и обязанности учителей с тем, чтобы те перестали быть «мальчиками (девочками) для битья». Солидарен с Союзом учителей и министр образования Ян Бьорклунд. «Я схватился за голову, узнав, что суд в Елливаре узаконил избиение учителей, посчитав, что это составная часть их профессии», – сказал он в интервью газете Aftonbladet.

Не следует думать, что парламент обязательно встанет на сторону учителей. На страже прав малолетних хулиганов стоит влиятельная организация – Центральный ученический союз Швеции. «Главная задача преподавателей – давать знания. Они не имеют право вести себя как полицейские, у них нет для этого ни соответствующего образования, ни навыков. Учителя и без того неоправданно много себе позволяют. Неслыханно, к примеру, что они могут забирать мобильники у школьников!», – утверждает председатель Центрального ученического союза Самир Эль-Сабини. Речь идет о единственном крошечном успехе педагогов в их оборонительной войне против школьников. Несколько лет назад, после массовых жалоб на злоупотребление учениками мобильников на уроках (те болтали во время лекций по телефонам, использовали их в качестве шпаргалок, играли в игры и прочее), преподаватели получили право изымать сотовые телефоны перед началом занятий и выдавать их назад после окончания урока. «Грубое нарушение прав человека», – считает Центральный ученический союз, добиваясь отмены «фашистского закона».

Решение суда в Елливаре, приравнявшего профессию учителя к полицейскому, вызвал в Швеции дебаты о необходимости продолжения школьной реформы. Некогда передовая шведская школа, на протяжении последних лет шедшая, как считалось, по пути демократии и либерализма, скатилась в международных рейтингах «в середнячки» по знаниям учеников. Критики считают, что вызвано это падением статуса преподавателей, лишенных инструментов влияния на класс. В школе вплоть до старших классов было запрещено ставить оценки, наказывать хулиганов, поощрять успешных учеников, комментировать поведение детей и пр. Все – чтобы не «ранить» школьников и не задеть их чувство собственного достоинства. В прошлом году «гайки» частично закрутили. Оценки стали выставляться с 6-го класса, учителя также получили право письменно комментировать поведение своих подопечных. Однако эти меры сторонники реформы считают косметическими. Они требуют ввести более жесткие правила и по дисциплине, и в области успеваемости – иначе издевательства учеников над учителями прекратить не удастся.

"