Posted 28 мая 2008,, 20:00

Published 28 мая 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:15

Updated 8 марта, 08:15

Бессменный Мугабе

28 мая 2008, 20:00
В Зимбабве вновь развернулись острые политические бои. Власти и оппозиция всерьез занялись подготовкой ко второму туру президентских выборов, намеченных на 27 июня. Началось с того, что вернулись на родину политики, вступившие в борьбу за главный государственный пост – лидер оппозиции Морган Тсвангираи, выезжавший за р

В условиях нынешнего раскола общества оба кандидата в президенты рассчитывают на международную поддержку, причем если Тсвангираи апеллирует к Западу, то Мугабе надеется, что его «не бросят» Китай и Россия. В первом туре президентских выборов, состоявшихся 29 марта, первый набрал 47,9% голосов избирателей, а второй – лишь 43,2%. Причем голоса пришлось считать и пересчитывать в течение полутора месяцев. Между тем оппозиция сразу заявила, что Тсвангираи победил уже в первом туре. Начались беспорядки, пересидеть которые лидеру оппозиции пришлось за границей. Аналитики отмечали необычную для Зимбабве последних лет странность – первый тур прошел относительно спокойно. Этому есть простое объяснение – власти не ожидали поражения и поэтому не стали закручивать гайки.

Помочь Мугабе самым серьезным образом пообещали китайцы, похоже, переоценившие возможности африканской страны, разоренной длительным экономическим кризисом. Китайская компания океанских перевозок занялась было транспортировкой грузов военного назначения в Зимбабве, однако поскольку это государство не имеет выхода к морю, пришлось договариваться с его соседями. Судя по всему, те заломили такую цену за транспортировку военной техники через свою территорию, что Мугабе предпочел отказаться от сделки. Это косвенно подтвердила официальный представитель МИД КНР Цзян Юй, сообщившая, что корабли с военными грузами пришлось отозвать от африканских берегов.

Одновременно в западных СМИ появилась информация о том, что КНР направила в Зимбабве своих военных. В частности, 80 номеров в одном из отелей в Хараре были заняты китайскими военными советниками. В ответ Пекин заявляет, что военно-техническое сотрудничество с Зимбабве не нарушает никаких международных норм.

Россия же делает основной упор на дипломатическую активность. В отличие от КНР Россия не может позволить себе масштабных проектов по военно-техническому сотрудничеству, так как они требуют серьезных инвестиций, да и политические риски слишком велики.

Комментируя выборы в Зимбабве, МИД РФ не раз заявлял о своей надежде на то, «что сложные политические и социально-экономические проблемы, стоящие перед зимбабвийским обществом, будут решаться в правовом поле, в интересах всех жителей страны». Естественно, диалог идет и с властями, и с оппозицией. Как рассказал «НИ» один из российских бизнесменов, работающих в сфере модернизации местной инфраструктуры (он просил не называть его имени), в Зимбабве сейчас развернуты большие работы по строительству ГЭС малой мощности, мостов, рассматриваются совместные геологические проекты.

Последнее время зимбабвийцы активно закупают российские бульдозеры. Никому не надо, чтобы эти контракты развалились в случае смены власти. Кроме того, в стране возрождается российский туризм, фактически свернутый во время социальных эксцессов конца 1990-х – начала 2000 годов. Как рассказала «НИ» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, Зимбабве посещают сотни наших соотечественников, тем более что с конца прошлого года визу сюда можно оформить на границе. Правда, в большинстве случаев это люди, посещающие соседние ЮАР и Ботсвану и желающие заодно посмотреть на озеро Виктория, заняться рафтингом.

"