Posted 28 мая 2008,, 20:00

Published 28 мая 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:15

Updated 8 марта, 08:15

Шаху мат

28 мая 2008, 20:00
Вчера одной монархией в мире стало меньше. Парламент Непала нового созыва, большинство мест в котором принадлежит маоистам, преобразовавшись в Учредительное собрание, на своем первом же заседании отменил королевскую власть в стране и провозгласил создание Федеральной демократической республики. Династия Шахов, объедини

Король Гьянендра и королева Комал теперь простые граждане. Монаршей чете дали две недели на сборы, после чего они должны покинуть королевскую резиденцию, расположенную в центре столицы страны Катманду. Гьянендра лишится жалованья, которое составляло 3 млн. долларов в год, а все семь его дворцов станут музеями. Впрочем, голодать теперь уже бывшему непальскому монарху не придется. Он остается самым крупным землевладельцем страны, а его состояние составляет десятки миллионов долларов.

Тысячи жителей Катманду вышли вчера на городские улицы праздновать День республики. 28 – 30 мая в стране объявлены выходными.

Упразднение монархии – самая легкая задача, которая стоит перед новым, еще не сформированным правительством страны. Сложное положение очередной раз доказали очередные взрывы, прогремевшие в Катманду в понедельник и вторник. Непальские парламентарии, как и следовало ожидать, поспешили обвинить в терроризме монархистов. Для поддержания порядка в Катманду новые власти выделили 10 тыс. полицейских. Помогать им вызвались 20 тыс. добровольцев, членов молодежных маоистских группировок (своего рода непальские хунвейбины). Однако такой помощи в полиции не рады. Юные маоисты часто сами являются главными зачинщиками беспорядков и иногда даже убивают политических оппонентов.

Перед апрельскими выборами маоисты обещали коренным образом изменить жизнь в Непале, бедной стране, многие районы которой живут словно в Средневековье. Но что будет после праздников, не берется предсказывать никто.

Глава миссии ООН в Непале Йэн Мартин вчера предупредил, что мирному процессу в стране угрожает насилие. Ведь практически все партии после отказа маоистов от десятилетней вооруженной борьбы, в ходе которой погибли более 13 тысяч человек, использовали в политической борьбе насильственные методы, включая покушения на оппонентов. Мартин, возможно, и сам слабо верит в мирный сценарий развития событий, хотя бы потому что за три года, которые он находится в стране, ни один из убийц не предстал перед судом.

Что касается короля, теперь уже бывшего, то в своих бедах он виноват сам. В октябре 2002 г. под предлогом борьбы с маоистами он отстранил демократически выбранное правительство и взял власть в свои руки. После бурных протестов в июне 2004 г. ему пришлось вернуть премьер-министра. Однако жажда неограниченной власти взяла верх. В 2005 году король вновь распустил правительство и стал править единолично. Вторая попытка переворота оказалась столь же неудачной. В апреле 2006 года после 19 дней бурных демонстраций протеста, в которых участвовали более 5 млн. человек, королю пришлось вернуть власть парламенту. Так что никто не удивился, когда после всех этих событий семь главных партий 28 декабря прошлого года договорились полностью упразднить королевскую власть.

"