Posted 28 апреля 2008,, 20:00

Published 28 апреля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:05

Updated 8 марта, 08:05

Велопробегом – по пробкам и грязи

28 апреля 2008, 20:00
По примеру ряда западноевропейских городов власти Варшавы намерены сделать велосипеды одним из ведущих видов транспорта в своем городе. Создавая общественный велопарк, мэрия польской столицы намерена решить проблемы автомобильных пробок и крайней загазованности варшавских улиц. Власти начали переговоры с рекламными фи

В польской провинции езда на велосипедах давно уже превратилась в семейную традицию. Мастерских по их ремонту в стране в разы больше, чем предприятий автосервиса. Так что новая инициатива властей, что называется, лежала на поверхности.

Как рассказали «НИ» в варшавской мэрии, на первом – пробном – этапе внедрения велотранспорта планируется приобрести три – четыре тысячи велосипедов, организовав для них около 300 велостоянок возле крупных торговых центров, высших учебных заведений и станций метро. Чтобы человек, взявший велосипед во временное пользование, мог его оставить неподалеку от конечного пункта своей поездки. Комментируя этот проект, сотрудники мэрии привели пример Парижа, где парк общественных велосипедов насчитывает более 20 тыс. единиц.

Но помимо ближайшей перспективы запланированный «велобум» имеет и дальний прицел. В 2012 году в Польше пройдет чемпионат Европы по футболу. Именно к этому времени общественный парк велосипедов в Варшаве должен вырасти как минимум до 8 тыс. единиц. Здесь тебе и дань уважения привычкам западноевропейцев, которые во время соревнований смогут передвигаться в Польше на любимом транспорте, и определенная разгрузка шоссейных дорог, ведь с приездом сотен тысяч гостей чемпионата им грозят самые невообразимые пробки.

Заведующий отделом транспорта варшавской мэрии Марек Луткин рассказал «НИ», что, вводя общественные велосипеды в список городского транспорта, власти уже на начальном этапе «убивают, по крайней мере, трех зайцев. Во-первых, в некоторой мере разгрузится традиционный общественный транспорт, во-вторых – на улицах столицы будет меньше автомобильных выхлопов и, что не менее важно, руководство города, таким образом, внесет свой посильный вклад в борьбу с гиподинамией (ослаблением мышечной деятельности человека, обусловленным сидячим образом жизни. – «НИ»), которая давно уже признана бичем крупных городов». Кстати, за гиподинамию мэрия взялась всерьез – в крупных торговых центрах, а также на станциях линии метро по воскресеньям теперь будут выключать эскалаторы. Работать смогут только лифты и подъемники для инвалидов. Следует добавить, что по статистике польского минздрава более 50% трудоспособного населения страны не получает необходимой физической нагрузки. Так что перенимаемый у западноевропейских коллег опыт – это еще и пропаганда здорового образа жизни. Ожидается, что первые паркинги общественных велосипедов появятся в Варшаве уже в конце лета нынешнего года.

Рассказывая «НИ» о планах пересаживания варшавян на велосипедный транспорт, в столичной мэрии пошутили, что эта инициатива имеет и «милитаристскую» составляющую. В свое время в стране была популярна такая шутка: «Войско польско механизировано: один «ровер» (именно под такой маркой в ХIХ веке в мире появились первые велосипеды. – «НИ») на два пана». Теперь подобного дефицита не ожидается, и механизация должна охватить все население польской столицы.

Велосипед или кошелек

Нидерланды отличаются максимально плотной концентрацией двухколесных машин. Определяя глубину своих каналов, типичный голландец заметит: «У нас – три метра воды и метр велосипедов». Причем популярность экологически чистого транспорта влияет и на специализацию преступных элементов. «Чаще велосипедов в Амстердаме воруют только кошельки из карманов», – пояснил собкору «НИ» столичный детектив Якобс де Ходрикс. Этот опытный полицейский признал: раскрываемость велосипедных краж в Голландии не превышает и 15%: «На площади перед университетом вам могут предложить практически новый велосипед, который стоит в магазине 300 евро, за цену, вдесятеро меньшую. Если же ворованное никто не купит, добычу, скорее всего, сбросят в канал».

Массовые кражи велосипедов – беда не только Амстердама. В Вене ежегодно похищается от 23 до 25 тыс. двухколесных машин. Законным владельцам полиция в состоянии вернуть только десятую часть. Но воры не в состоянии помешать «велосипедизации» нации. Сам бургомистр австрийской столицы демонстративно пересел на экологически чистый транспорт. Некоторые фирмы страны добавляют к месячному заработку своих сотрудников до 50 евро в том случае, если они предпочтут велосипедные педали автомобильным.

Самой громкой и неудачной акцией австрийцев на этом поприще стала попытка бесплатной сдачи велосипедов в прокат. Общество любителей двухколесного транспорта «Виеннабайк» установило близ станций метро и супермаркетов 250 блоков с велосипедами. Опускаешь в прорезь двухъевровую монету, вытаскиваешь из замка цепочку и катишь до нужной стоянки. Там вставляешь стержень цепочки в гнездо и получаешь назад деньги. Увы, но из полутора тысяч «прокатных единиц», по цене 350 евро каждая, через неделю не осталось и десятой части. Более тысячи «халявных» велосипедов из наивной Австрии были тайком переправлены в Румынию, Болгарию, Венгрию.

Сергей ЗОЛОВКИН, Амстердам – Вена

"