Posted 28 марта 2011,, 20:00

Published 28 марта 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:20

Updated 8 марта, 06:20

Эхо «Фукусимы»

28 марта 2011, 20:00
Россия и ЕС в ближайшее время обсудят в Европе вопросы развития атомной энергетики, сообщил вчера журналистам глава Минэнерго Сергей Шматко. Как отмечают эксперты, разговор предстоит непростой – трагедия на «Фукусиме» ввергла мир в шок и заставила правительства многих стран пересмотреть свое видение перспектив АЭС. По

Основным направлением «прорыва» отечественных атомщиков на сегодняшний день считается строительство АЭС «Белене» в Болгарии. Однако на днях, под впечатлением от японской трагедии, София объявила о замораживании проекта не менее чем на три месяца по соображениям соблюдения требований безопасности. Как сообщил «НИ» Владимир Сливяк, сопредседатель российской экологической группы «Экозащита», член совета директоров Службы ядерной информации и ресурсов (NIRS, США), «у этого проекта нет шансов». «От его финансирования отказались европейские банки. Затем «Белене» попытались повесить на российский бюджет. Однако японская трагедия и европейское общественное мнение, скорее всего, поставят крест на этой затее», – отметил специалист.

Напомним, что начавшееся в 1985 году строительство атомной станции «Белене» вскоре было остановлено из-за протестов и по заключению Болгарской академии наук было признано крайне опасным. Однако в 2004-м правительство Болгарии решило возобновить строительство, а в 2006 году подряд на него получили российский «Атомстройэкспорт»» и франко-германская Areva NP. Тем не менее экологи продолжали настаивать: проект небезопасен в силу того, что площадка для строительства АЭС находится в сейсмоопасном районе. Последнее крупное землетрясение произошло там в 1977 году: жертвами тогда стали 120 человек, а эпицентр находился в 14 км от стройплощадки АЭС.

Министр экономики, энергетики и туризма Болгарии Трайчо Трайков, выступая в пятницу в парламенте страны, сообщил, что после аварии в Японии российскому подрядчику «было задано 30 дополнительных вопросов, связанных с безопасностью станции». Как отметил «НИ» аналитик инвестиционной компании Владимир Сливяков, введение новых требований по безопасности приведет к удорожанию проекта, стоимость которого превышает 6 млрд. евро. По словам эксперта, его участники стоят сейчас перед выбором: «либо сделать косметический ремонт – поставить дополнительную автоматику, системы защиты, либо оснащать АЭС дополнительной высокотехнологичной оболочной, включая сложный бетонный кожух». Последний вариант, если его выберут, дабы успокоить болгарскую и европейскую общественность, взволнованную строительством АЭС в сейсмоопасной зоне, обойдется, «как стоимость второй станции». Все это, по мнению г-на Сливякова, означает, что болгарский ядерный реактор «обречен».

Куда более перспективным направлением российско-европейского атомного сотрудничества сейчас выглядит совместная утилизация советского наследия «холодной войны». После японского землетрясения европейцы обеспокоились близостью своих рубежей к российским атомным свалкам на Кольском полуострове. Как рассказал «НИ» руководитель мурманского отделения экологической организации «Беллона» Андрей Золотков, на губе Андреева под Мурманском, где сейчас скопили 21 тыс. ядерных стержней из более чем 100 ядерных реакторов подлодок, «вполне возможна «вторая Фукусима».

Как пояснил эксперт, в 2012 году заканчивается программа «Глобальное партнерство», финансировавшаяся в основном европейцами. По словам г-на Золоткова, российское атомное ведомство проект по строительству основного здания для выгрузки ОЯТ «практически не осуществляет». Так что вся надежда на европейцев, в частности, норвежцев, англичан и немцев, уже вложивших в уничтожение радиоактивного советского наследства на Кольском полуострове свыше 500 млн. евро. Между тем ликвидация этого «добра» времен «холодной войны» оценивается экспертами в 4 млрд. евро.

"