Posted 28 февраля 2016,, 21:00

Published 28 февраля 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:23

Updated 8 марта, 03:23

Реформаторы побеждают

Реформаторы побеждают

28 февраля 2016, 21:00
В Иране заканчивается подсчет результатов выборов в меджлис (парламент страны) и Совет экспертов (организацию, которая имеет право избрать духовного лидера страны – рахбара), которые прошли в эту пятницу. Согласно предварительным итогам, опубликованным в воскресенье МВД Ирана, впереди пока реформаторы с независимыми и
Сюжет
Выборы

Первую страницу воскресного номера тегеранской газеты Etemad, тяготеющей к реформаторам, украсил заголовок «Чистка в парламенте». В статье говорится, что впервые в истории Ирана в меджлисе ни у одной коалиции и движения не будет большинства. Согласно предварительным результатам, у консерваторов на данный момент 106 мест в новом меджлисе, у реформистов – 79 и у поддерживающих их независимых кандидатов – 44. 8 из уже избранных депутатов – женщины. Остальные 56 мест, соискатели которых не сумели набрать необходимых 25% голосов в пятницу, будут распределены во втором туре. Он, скорее всего, пройдет в конце апреля или начале мая.

«Можно уверенно говорить о потере консерваторами большинства в парламенте, – прокомментировал «НИ» предварительные результаты выборов специалист по Ирану из Института Востоковедения РАН Владимир Сажин. – Мало того, я не исключаю, что у реформаторов вместе с независимыми, которые поддерживают их по многим вопросам, в новом меджлисе может быть большинство».

Этот результат – победа Рухани, лидера реформаторов. Президент не только значительно ослабил доминирование консерваторов в высшем законодательном органе страны (до этих выборов в меджлисе у них было 65% мест), но и сохранил место во влиятельном Совете экспертов, куда был очень убедительно избран вместе со своим давним союзником, экс-президентом Акбаром Хашеми Рафсанджани. Они оба прошли в Совет экспертов с очень большим отрывом и заняли первые два места. Первые в главном списке консерваторов – Ахмад Джаннати и Мохаммад Йазди были только 11-м и 15-м соответственно. Между тем один из главных ультраконсерваторов – Месбах Йазди, судя по всему, в Совет и вовсе не попадет.

Наиболее заметны успехи реформистов и независимых в столице. Там после первого тура в 290-местный меджлис, однопалатный парламент Ирана, реформистское движение «Список надежды», поддерживающее Хасана Рухани, получило все 30 мест. Главный кандидат от консерваторов – Джоламали Хаддад Адель занимает лишь 31-е место и в меджлис, если ничего не изменится после подсчета оставшихся бюллетеней, не проходит. «Народ вновь показал свою силу и мощь и поддержал правительство», – сказал на митинге после объявления предварительных итогов выборов президент Рухани.

Эти выборы стали своего рода вехой в современной истории Ирана. Они первые после снятия международных санкций, больше десяти лет душивших иранскую экономику. Кроме того, около 60% 80-миллионного населения страны нет еще и 30 лет. Эти люди, как оказалось, и поддержали реформаторов. Показательно, что именно сторонники Рухани активно призывали народ прийти на участки. Консерваторы сделали ставку на низкую активность избирателей – верный признак неуверенности в своих силах. Но явка оказалась настолько высокой (свыше 60%, по словам главы МВД Абдулрезы Рахмани Фазли), что избиркому пришлось несколько раз продлевать длительность работы избирательных участков, чтобы дать проголосовать всем желающим.

Фамилии всех депутатов меджлиса станут известны не ранее, чем через два месяца. Реформаторы результатами выборов очень довольны. Однако переоценивать успехи иранских либералов не стоит. Власть парламента в Иране ограничена. Все принятые депутатами законы проверяются на предмет соответствия Конституции и утверждаются или отклоняются Советом экспертов. Последнее слово в Иране во всех более-менее важных делах остается за рахбаром, т.е. верховным руководителем страны, которым 26 лет является Али Хаменеи. Его же, несмотря на поддержку соглашения по иранской ядерной программе, при всем желании к реформаторам отнести очень трудно.

"