Posted 28 февраля 2008,, 21:00

Published 28 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:16

Updated 8 марта, 08:16

По дороге разочарований

По дороге разочарований

28 февраля 2008, 21:00
Несколько дней назад Еврокомиссия подготовила два законопроекта, которые должны унифицировать систему контроля за нарушением правил дорожного движения в странах ЕС. Брюссельские чиновники настроены решительно, стремясь подчинить все автострады Старого Света единому порядку. Представляя документы, руководство ЕС напомни

Цель Брюсселя, как разъяснили собкору «НИ» в директорате Еврокомиссии по транспорту, сократить к 2010 году число жертв ДТП хотя бы до 25 тыс. человек в год. Все это навевает самые грустные мысли, особенно если почитать обращения родственников погибших в Еврокомиссию, в которых нынешняя ситуация на дорогах Старого Света нередко сравнивается с «большой войной».

Война не война, но вот обычная картинка из дорожной жизни. Еду по унылой автостраде, навевающей сон и притупляющей бдительность. Кажется, что попутчики, которые блюдут разрешенные 130 км/час, едва ползут, и возникает понятное искушение чуть придавить педаль газа. Вспышка фотокамеры неприятно взбадривает. Первая мысль: через неделю-две жди уведомление на штраф не менее чем в полторы сотни евро. Но оказывается, совсем не обязательно, что все произойдет именно так. Неотвратимость наказания зависит от того, в какой стране зарегистрирована машина, а в какой сработала предательская вспышка.

Евросоюз – это не государство, хотя для водителя европейская сеть дорог давно едина. Датчанин, с которым мы перекусывали на пикник-лужайке дорожной станции под Орлеаном (Франция), не мог перечислить страны, которые пересек за день, направляясь на отдых к Средиземному морю. Бельгию не заметил. Другое дело – госчиновник. Тот не спутает вверенную ему территорию ни с какой другой. Но на «своем» участке его полномочия нередко и заканчиваются.

Не случайно, что один из законопроектов, который будет предложен Европарламенту и Совету ЕС через месяц или два, ужесточает наказания за серьезные нарушения независимо от того, в какой стране они допущены. Прежде всего, накажут за превышение скорости и пьянство за рулем. Центральная идея – создать банк данных ЕС о нарушениях, зафиксированных дорожными радарами всех стран – членов союза. Тем более что уже есть европейский сервер контроля за дальнобойщиками. В него стекаются данные электронных профессиональных карточек водителей с указанием времени, проведенного за рулем (за лишние часы штрафуют). Но пока нет общей базы для учета нарушений правил вообще. Сейчас очень редко шофер получает бумагу на штраф, если его засекли в другой стране. Местные полицейские «не заморачиваются». Так, в бельгийский почтовый ящик корреспондента «НИ» исправно приходят штрафы «за скорость» из Голландии, но почти никогда – из Германии или Франции. Самой въедливой полицией считается швейцарская, чей штраф догонит вас в любой стране ЕС, хотя сама конфедерация в союз не входит.

Новый закон готовится давно, и медлительность работы объясняется разногласиями среди еврочиновников и депутатов. Парламентарии считают, что жесткие меры будут «непопулярными». Однако среди представителей Еврокомиссии распространено другое мнение: «Депутаты поди сами любят прокатиться с ветерком по Европе на машинах с бельгийскими номерами».

Другой законопроект прошел на этой неделе первое чтение в Европарламенте. Он предусматривает общие нормы организации и контроля движения по скоростным магистралям континента. Их протяженность – 85 тыс. километров, и авторы проекта рассчитывают спасти как минимум 600 жизней в год и уберечь от увечий еще 1700 человек. Действительно, проскакивая ночью границу, скажем, из Бельгии во Францию или Германию, не сразу привыкаешь к особенностям разметки и знаков. Работа над проектом продвигается трудно из-за нежелания депутатов «плодить административные ограничения». В прошлом году его «забодали» в профильном комитете Европарламента. На этот раз пропустили с условием, что каждая страна ЕС будет свободно трактовать обязательства.

Между тем каждый год на безопасность трансъевропейских автомагистралей тратится от 1,5 до 2 млрд. евро из бюджета ЕС. То есть за снижение смертности платят все налогоплательщики союза. «Мы видим цифры статистики, они говорят сами за себя, а хорошие дороги спасают человеческие жизни, поэтому установление единых европейских норм – верное направление», – заявил финский депутат, а в прошлом автогонщик Ари Ватанен, активно поддерживавший этот законопроект.

В Брюсселе признают, что лучшими борцами с аварийностью на дорогах стали Франция, Португалия и Люксембург. Они за пять лет сократили дорожную смертность на 40%. А вот в Литве, Венгрии, Болгарии и Румынии показатели прямо противоположные – смертность при ДТП в этих странах лишь растет. Говорят, они просто еще не успели приспособиться к новому статусу членов ЕС...

"