Posted 28 января 2016,, 21:00

Published 28 января 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 02:13

Updated 8 марта, 02:13

Холодная волна

Холодная волна

28 января 2016, 21:00
На днях Еврокомиссия обнародовала данные, касающиеся путей, какими мигранты проникают в страны Евросоюза. Оказалось, что по северному арктическому маршруту – через погранпереход «Борисоглебск – Стурскуг» между Россией и Норвегией – в Европу за минувший год и начало нынешнего перебрались в Старый Свет около 6 тысяч беже

Этих людей называют веломигрантами, поскольку пограничный переход на Кольском полуострове разрешается пересекать лишь на колесах, но не пешком. Авторы двустороннего соглашения, составляя его, имели в виду автомобилистов, но неточной формулировкой в законе воспользовались беженцы, пересевшие на двухколесных «железных коней», большинству из которых место на свалке.

В начале этого года норвежские полицейские столкнулись с необычной проблемой. Мигрантов, получивших отказ местных властей в праве на убежище, следовало выдворить в Россию, но их велосипеды не соответствовали норвежским правилам дорожной безопасности. Стражам порядка пришлось бросить клич по всей северной губернии Финнмарк: «Граждане, пожертвуйте качественные велосипеды, чтобы соискатели убежища могли переправиться на них назад, в Россию!»

Велопарк был собран, «отказников» поместили в специальный лагерь, но тут грянули сорокаградусные морозы. Выставлять уроженцев южных стран на велосипедах за норвежские ворота не решились. Только-только, казалось, договорились с Москвой о выдворении беженцев в автобусах, перевезли первую партию, как возникла новая проблема. Россия заявила на этой неделе, что приостанавливает прием мигрантов «по соображениям безопасности».

Министр иностранных дел России Сергей Лавров объяснил такое решение норвежским СМИ тем фактом, что многие «возвращенцы» лгали о причине своего въезда в нашу страну. Кто-то, обращаясь за визой, говорил, что хочет воссоединиться с семьей, кто-то мечтал поработать в России. Истинной же причиной, как оказалось, было желание мигрантов перебраться в Норвегию или в другую страну Европы.

Около 700 человек из получивших отказ в Норвегии имеют российское гражданство, многократную визу или вид на жительство в нашей стране. С их возвращением проблемы нет. Но обе страны не знают, что делать с 4800 беженцами, имевшими однократную российскую визу, действие которой прекратилось при пересечении норвежской границы. Эти люди не нужны ни Норвегии, ни России.

Министр иностранных дел Норвегии Борье Бренде, комментируя ситуацию, заявил, что Осло и Москва договорились продолжить консультации на следующей неделе. Возможно, будут внесены изменения в договор о взаимном возвращении людей от 2007 года или будет подготовлено новое соглашение.

Норвежские власти подчеркивают, что с пониманием относятся к нежеланию России впускать всех «отказников» без исключения, считая, что в интересах обеих стран – тщательное соблюдение двусторонних договоров.

Ряд норвежских обозревателей, обсуждая возможности прекращения потока беженцев со стороны России, говорят о необходимости отмены договора о безвизовых поездках граждан двух стран на севере. Это соглашение, заключенное несколько лет назад, предусматривало свободное посещение части Кольского полуострова и северной норвежской губернии Финнмарк жителями так называемого Поморского региона.

Тогда никто не предполагал, что «поморами» станут тысячи граждан экзотических южных стран, покативших в Норвегию на велосипедах. Однако, как сообщают норвежским СМИ источники в правительстве страны, введение визового режима на самой северной границе Европы маловероятно, поскольку не отвечает стратегическим интересам Осло и Москвы.

Пока же афганцы, иракцы и сирийцы продолжают катить в Страну фиордов, надеясь, что попадут в число тех 20% беженцев, которым Осло разрешает остаться в Норвегии.

"