Posted 27 ноября 2006,, 21:00

Published 27 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:58

Updated 8 марта, 08:58

Юбилей раздора

Юбилей раздора

27 ноября 2006, 21:00
Сегодня в Минске состоится «исторический» саммит СНГ. Официально о юбилее не говорится, но, как показывает мировая практика, полтора десятка лет – срок немалый для международной организации. Правда, праздничного настроения ни в одной из столиц стран – участниц Содружества не наблюдается. Газовые, нефтяные, винные, мясн

В Минск лидеры СНГ собирались долго. Саммит должен был состояться в середине прошлого месяца, однако был перенесен по предложению президентов РФ и Казахстана. Правда, само «предложение» разослали по спецсвязи в самый последний момент, фактически поставив хозяйку саммита – Белоруссию перед фактом. Вышло некрасиво. Минск и Киев выразили неудовольствие такой манерой вести дела. Отсюда – опасения по поводу неучастия в саммите президента Виктора Ющенко. Однако в итоге Ющенко, похоже, решил ехать в Минск. Как заявил «НИ» директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, «демарша не предвидится». По мнению политолога, скорее всего саммит выльется в протокольное мероприятие, хотя нельзя исключать каких-либо системных предложений о совершенствовании структуры СНГ.

Твердо решил ехать в Минск и президент Грузии Михаил Саакашвили. Его программа-максимум – нормализовать отношения с Владимиром Путиным. Цель труднодостижимая. Особенно на фоне недавнего решения грузинского парламента обсудить «пути выхода Грузии из СНГ» и вхождения в НАТО. Но почему бы г-ну Саакашвили не попробовать? Тем более что его друг Виктор Ющенко, вернувшись на днях из Тбилиси, где он праздновал трехлетие «революции роз» и стал крестным отцом сына Саакашвили, заявил, что готов посодействовать примирению Грузии и России.

Как сказал в этой связи корреспонденту «НИ» председатель комитета по внешним связям парламента Грузии Константин Габашвили, «нет никакой логики в том, чтобы ехать на саммит СНГ с целью выхода из этой организации. Саммит в Минске для нас – в первую очередь это возможность встретиться с лидерами государств Содружества, в том числе и России. Россия, конечно, прервала с Грузией все отношения, характерные для стран – членов СНГ, но формально мы все еще находимся в одной организации. Если нашему президенту удастся встретиться с Владимиром Путиным, то, может быть, это поможет нашим странам выйти из патового состояния. Если нет, то и в этом случае грузинский лидер должен продемонстрировать желание решить все проблемы нормальным путем».

Главной темой саммита станет обсуждение Доклада о повышении эффективности Содружества, который готовился под эгидой президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Тема, конечно, актуальная. Вопрос в другом: что понимать под эффективностью? Россия, например, утверждает, что отныне будет строить экономические отношения со странами СНГ на рыночной основе. С точки зрения национальных интересов – шаг эффективный. А вот повышает или снижает он эффективность СНГ как института – предмет для обсуждения.

О том, что президент Путин примет участие в минском саммите, «источник в Кремле» сообщил агентству «Интерфакс» лишь накануне его открытия. По словам «источника», следующим за этим саммитом этапом станет подготовка проекта дальнейшего развития СНГ и программы ее практической реализации. Разработкой проекта займется межгосударственная группа на уровне заместителей глав МИД и представителей исполкома СНГ. Москва, если читать слова «источника» между строк, никуда не торопится. О предполагаемых двусторонних встречах президента Путина в Минске – почти ничего. После бурного потока комментариев в связи с саммитом РФ – ЕС в Хельсинки и из-за «инцидента» со злополучной польской говядиной вокруг Минска странный пропагандистско-информационный вакуум. Случайно ли?

Для Владимира Путина саммит в Минске, возможно, самый трудный в его президентской биографии. Новая экономическая (а в большинстве случаев энергетическая) политика Москвы в большинстве столиц СНГ встречена со скепсисом. Юго-западный фланг Содружества не лоялен России. Украина, Грузия и Молдавия уже давно образовали фронду. Президент Азербайджана Алиев ведет собственную перспективную игру с энергоносителями на линии нефтепровода Баку – Джейхан. И даже с полностью союзной Арменией возникли проблемы: серия убийств армян в России вызвала такое недовольство общественного мнения внутри страны, что перед президентом Кочаряном ребром поставлен вопрос о подлинной цене такого союзничества. Наконец, серьезная размолвка с Белоруссией из-за новых цен на газ угрожает России потерей последнего верного союзника на западном фланге СНГ. Александр Лукашенко до последнего надеялся уладить вопрос лично с президентом Путиным. Однако 27 ноября «Газпром» жестко подтвердил: 200 долларов за кубометр, и ни центом меньше! Теперь Лукашенко неминуемо выставит Москве встречные счета (хотя бы за транзит российских грузов), которые могут оказаться для нее крайне неприятным сюрпризом. Лукашенко явно настроен на сближение с Киевом и даже попытался накануне саммита согласовать совместные позиции с Ющенко. Возможный геополитический кульбит белорусского лидера полностью меняет конфигурацию внутри СНГ. Взаимные экономические преференции слишком долго являлись базисным элементом Содружества, чтобы можно было выйти из этого состояния с минимальными потерями. Потери, надо полагать, будут куда более масштабными.

Геннадий БУРБУЛИС, член Совета Федерации РФ от Новгорода, в 1991–1992 годах – госсекретарь России:
– Большинству современных руководителей СНГ так до сих пор и непонятно, что на самом деле произошло в 1991 году. СНГ позволило обеспечить корректное политическое правовое решение ситуации фактического распада осени–зимы 1991 года. Самое обидное, что сегодня вместо вдумчивой стратегии на партнерство продолжается конъюнктурное, порой утилитарное маневрирование между ситуациями и иногда даже между отдельными личностями. Я вижу определенный конструктив в желании Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева предметно наполнить СНГ прагматическими и в меру новыми идеями. Я вижу некоторую растерянность многих членов СНГ, их неспособность внятно себе ответить, чего они хотят от этого объединения. Но мое человеческое желание – осознать, наконец, всем нам, в том числе и главам государств, входящим в СНГ, что в 1991 году мы подписывали документ (Беловежские соглашения, – «НИ»), изменивший лицо эпохи и мировой истории, рассчитывая на то, что все вдумчивые политики наладят сотрудничество взаимозависимых государств.
Дмитрий ВЫДРИН, народный депутат Украины (фракция Блока Юлии Тимошенко), член постоянной делегации в Межпарламентской ассамблее СНГ:
– Не думаю, что на саммите в Минске будет что-то такое, что можно назвать работой. Все это скорее касается имитации работы. Очень мало предметных вещей. Я не прогнозирую быстрого развала СНГ. Период его распада будет длиться столько же, сколько длился период его создания. В СНГ вложены колоссальные средства, на него работает огромный аппарат чиновников. Поэтому нынешнее болотистое состояние Содружества будет длиться еще какое-то время. Хотя всем ясно, что СНГ исчерпало себя. Ясно, что необходима его модернизация. Наш президент Виктор Ющенко на саммите скажет, что нужно что-то делать. Он любит говорить, что нужно что-то делать.

Леонид ЗЛОТНИКОВ, экономист, председатель белорусского общественного объединения «Альтернатива-21»:
– Сегодня в России идет борьба двух тенденций. Первая: открыться миру, вступить в ВТО, создав тем самым условия для интеграции России с Западом. Вторая тенденция – противоположная. Она отражает позиции тех, кто с подозрением относится к Западу, который, по их мнению, противодействует становлению сильной и великой России. Этой публике хотелось бы создать самодостаточное экономическое пространство и вернуть России роль одного из геополитических центров мира. Вот она-то и твердит об «ускоренной интеграции» с Белоруссией. Однако эффективную экономику без интеграции с высокоразвитыми странами ни в России, ни в Белоруссии не создать. И хотя Россия пытается на протяжении ряда лет выйти на инновационный путь развития, пока ничего не получается. Это крайне негативным образом сказывается и на союзных экономических программах. Пример – производство моторов по союзной программе «Дизель», в которой участвовали Минский и Ярославский моторные и другие заводы. Сейчас российские производители создают СП совместно с французскими, американскими и немецкими предприятиями. Современные дизельные моторы стали слишком сложными, чтобы Белоруссия и Россия совместными усилиями могли бы создать что-нибудь конкурентоспособное. Еще большее отставание в микроэлектронике, без которой современные машины – груда металла.
Тем не менее России, стремящейся реализовывать стратегию возрождения своего величия, хочется, чтобы Белоруссия вошла в ее «самодостаточное» экономическое пространство. Однако Россия очень не скоро станет реальной мировой державой, в том числе в ее излюбленном энергетическом аспекте. Без западных инвестиций и технологий это невозможно. А тут еще Белоруссия, которая, объединившись с Россией, неминуемо станет одним из стагнационных регионов. Помните, Минск как-то выдвинул требование по дотированию страны в размере 2 млрд. долларов ежегодно – на поддержку предприятий, замещение белорусского рубля российским, борьбу с безработицей? Москва в случае объединения двух стран неминуемо повесит Минск себе на шею.

Рамаз САКВАРЕЛИДЗЕ, грузинский политолог, пресс-секретарь экс-президента Эдуарда Шеварднадзе
– Российско-грузинские контакты на минском саммите должны послужить нормализации взаимоотношений двух стран. И России, и другим государствам СНГ станет более понятной позиция Грузии, то, что ее внешняя политика никому не угрожает. Я считаю, что и Россия заинтересована в нормализации взаимоотношений с Грузией. А президент Саакашвили не уйдет на саммите от актуальных вопросов российско-грузинской взаимоотношений, но не придаст им остроты. Он, по всей вероятности, будет стремиться не выйти из дипломатического русла и из миролюбивого тона во взаимоотношениях с Россией. Параллельно с минским саммитом СНГ, в Риге, в рамках саммита НАТО, будет обсуждаться движение Грузии в Североатлантический альянс. В конференции «Трансформация НАТО в новой глобальной эре» принимает участие председатель грузинского парламента Нино Бурджанадзе. Надеюсь, что в Минске глава грузинского государства доведет до российских партнеров мысль о том, чем именно обусловлено стремление Грузии вступить в НАТО. Что в этом в основном вина самой России – Саакашвили однажды уже заявлял, что присоединение к НАТО не является самоцелью Грузии, но если Россия не оставляет другого выхода, тогда нам приходится таким образом заботиться о своей безопасности. Если Россия сама станет реальным гарантом безопасности и территориальной целостности Грузии, тогда обо всем можно договориться. Этот пафос и эта политика и должны быть доведены до сведения некоторых «горячих голов» в России.

Подготовили Юрий ЗАЙНАШЕВ, Яна СЕРГЕЕВА, Киев, Татьяна МОНТИК, Минск, Ирина БАРАМИДЗЕ, Тбилиси

"