Posted 27 ноября 2003,, 21:00

Published 27 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Две косы – две беды

27 ноября 2003, 21:00
На прошлой неделе представители культурной элиты России озаботились судьбой Куршской косы – природного заповедника, включенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В письме президенту Андрей Битов и Анатолий Приставкин, Даниил Гранин и Борис Стругацкий, Михаил Козаков и Олег Басилашвили высказались против разработки н

Обсуждение возможности освоения компанией «ЛУКойл» морского месторождения нефти Кравцовское (Д-6) продолжается не первый год. 72 % Куршской косы покрыты лесами, на ней произрастают более 600 видов деревьев, кустарников и трав, обитают 296 видов животных. Косу называют «Птичьим мостом» – здесь проходит миграционный путь полутора тысяч видов птиц, постоянно гнездятся сотни пернатых. Это привлекает инвесторов, готовых развивать экологический туризм, строить на калининградском побережье гостиницы, пансионаты, санатории. Теперь они задумываются: а стоит ли?

Руководство «ЛУКойла» в ответ протестантам заявляет: «Скажите спасибо, что решением вопроса занялись именно мы». На компанию работает сильная группа экспертов-экологов. Гендиректор ООО «ЛУКойл-Калининградморнефть» Юрий Каджоян гарантирует стопроцентную экологическую безопасность на платформе Д-6. Будущим летом компания планирует начать спутниковый мониторинг юго-восточной части акватории Балтики. «С тем что проект «ЛУКойла» лучший на сегодняшний день, спорить невозможно, – говорит владелец экологической проектной мастерской Виктор Корнеенков. – Однако назвать его абсолютно безопасным язык не поворачивается. Кто согласится на строительство у себя во дворе даже самой безопасной атомной электростанции?»

Пока общественность говорит об одной вышке. Но в планах компании их всего шестнадцать. Если нефтяникам удастся отвоевать право на Д-6, остальные полтора десятка – дело техники. Риск, соответственно, возрастет на порядок.

Балтийская (Висленская) коса, 70 % площади которой принадлежит Польше, не так известна, но по уникальности мало уступает Куршской. Один из пунктов Федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2010 года предполагает развитие туристско-рекреационного комплекса косы. Предстоит освоить 144 млн. руб., из которых 36 млн. – средства, выделяемые федеральной казной, 18 млн. – областным бюджетом. Остальное должны профинансировать частные инвесторы.

Вскоре после утверждения программы объявилось некоммерческое партнерство «Российская Лига защиты животных» во главе с певицей Роксаной Бабаян. Эта лига намеревалась возвести на заповедной косе так называемый «Экотехнополис», включающий авиагидрогавань, бизнес-центр, несколько шикарных гостиниц, театрально-концертный зал и даже аэродром. В центре «Экотехнополиса» должны были появиться площадь Согласия (в честь всех религиозных конфессий России, от православия до буддизма) и фонтан Мира. Г-жа Бабаян и ее супруг Михаил Державин (разумеется, на пару с Александром Ширвиндтом) уже подумывали о выступлении на церемонии открытия комплекса. Теперь их гала-концерт под вопросом.

Проектировщики намеревались разбить Балтийскую косу на три зоны: интенсивного и экстенсивного освоения, а также природный заказник с коттеджами для VIP-персон. «Экотехнополис» должен был вырасти в первой зоне, на месте поселка Коса, административно входящего в состав Балтийска. Население, более 800 человек, предполагалось переселить на материк. В апреле прошлого года калининградский губернатор Владимир Егоров подписал региональный целевой проект «Сохранение и развитие природного комплекса Балтийская коса на 2002–2010 годы», в котором функции заказчика-застройщика были переданы лиге. Но это решение было оспорено прокуратурой области.

Пришлось менять коней на переправе: заказчиком-застройщиком стал Балтийский муниципалитет, который сдал в аренду лиге 5 га муниципальных земель. Бoльшего г-жа Бабаян получить не могла: 90% земель принадлежат Минобороны и Гослесфонду. Строить что-либо здесь, тем более сдавать земли в аренду запрещено.

Как бы то ни было, громадье планов сбивало с ног. Но ни экологам, ни части депутатов горсовета Балтийска заткнуть рты не удалось. В процессе разбирательства выяснилось, что практически все статьи закона в этом деле нарушены. Прокуратура области выиграла на днях судебный процесс у лиги...

Хорошо это для косы или плохо? В ответ напрашивается лирическое отступление. В мае автору этой заметки довелось побывать на польской стороне косы. По пути все ждала: когда же, наконец, покажется дикая природа, такая, как у нас? Ожидания оказались тщетными. По сторонам шоссе тянутся поселки, отели, санатории, ресторанчики. В Криницу Морску, один из самых известных курортов Польши, приезжают сотни тысяч туристов. Спрос рождает предложения. Домишки местных жителей приобретают цивильный вид. По дороге снуют машины, подвозящие кирпич, пеноблоки, бетон, доски. Может, нужно то же самое сделать и у нас?

«Как природный комплекс коса наполовину уничтожена и в нынешнем виде попросту не нужна ведомствам, которым принадлежит», – убежден мэр Балтийска Александр Кузнецов. По его словам, лига – единственная организация, предложившая реальный инвестиционный проект. И в нем ничего страшного нет. Да и большинство жителей поселка готовы переезжать в комфортабельные квартиры.

Спорить с такими доводами сложно. Ведь добраться сегодня до поселка можно только паромом. Работать негде. Есть лишь начальная школа и два магазинчика. Все блага цивилизации – на материке. В том числе телефон. Отсутствие пожарного поста часто приводит к трагедиям. В последний раз в огне сгорели пять человек, в том числе дети. Переселение людей из этого медвежьего угла стало бы для поселян, по мнению мэра, концом мучений. Но существует и противоположная точка зрения.

Сопредседатель группы «Экозащита» Александра Королева с радостью восприняла весть о том, что прокуратура взяла верх над «Лигой защиты животных...». Она считает, «то, что планировала сделать г-жа Бабаян, идет вразрез с современным представлением об охране дикой природы».

Ценность косы – именно в ее дикости. Гостиницы, рестораны и коттеджи для VIP-персон можно построить и в другом месте. Кстати, поляки, столь активно осваивающие свою часть Балтийской косы, признают, что делают это слишком активно, в ущерб природе. Так что, скорее они должны нам завидовать: у нас сохранилось то, чего нет нигде, а не только у соседей. Туристический комплекс, в котором коса со всеми ее песками и лесами, птицами и зверями осталась бы музеем, привлек бы куда больше туристов.

Говоря об узлах и переплетениях всех проблем региона, важно понять две простые истины. Пока на земле существуют такие уголки, как Куршская и Балтийская косы, будут появляться люди, желающие прибрать их к рукам. Но именно поэтому здесь недостаточно противодействия одних экологов и мастеров культуры. А государство почему-то молчит.

"