Posted 27 сентября 2015,, 21:00

Published 27 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:18

Updated 8 марта, 02:18

Зона отчуждения

27 сентября 2015, 21:00
На прошлой неделе Химкинский районный суд заочно избрал меру пресечения сирийским курдам Хасану Ахману Абдо и его жене Гулистан Шао Исса, которых обвиняют в незаконном пересечении границы – они якобы въехали в Россию по недействительным паспортам. Суд согласился оставить сирийцев на свободе под залог, однако покинуть т

Сейчас выжить семье Хасана Ахмана Абдо, его жене Гулистан Шао Исса и их четверым детям в транзитной зоне «Шереметьево» помогают правозащитники комитета «Гражданское содействие», которые собирают им самое необходимое – одежду, продукты, памперсы (самому маленькому их ребенку всего три года). Уже больше двух недель семья не может покинуть аэропорт, чтобы уехать к родственникам в Самару. Еще 10 сентября их задержали пограничники – паспорта Хасана и Гулистан, на их взгляд, были поддельными. Против супругов завели уголовное дело по статье 322 УК РФ «Незаконное пересечение государственной границы».

Хасан и Гулистан объясняли пограничникам, что паспорта получили законно в сирийском городе Африне, а после оформили настоящую российскую визу в Ираке. Последние годы семья жила в Эрбиле, который еще в феврале начали атаковать отряды ИГИЛ. Тогда супруги решили, что нужно уезжать в Россию, где живут родственники Гулистан. Они не собираются оставаться в России навсегда,

а хотят лишь переждать войну. Пограничники их доводам не вняли.

В минувшую среду Химкинский суд согласился на время расследования уголовного дела оставить семью на свободе под залог в сто тысяч рублей. Сестра Гулистан уже оплатила все, но сирийцев так и не выпустили из транзитной зоны.

Между тем, по словам правозащитников, были ли настоящими паспорта сирийцев – по большому счету, не имеет никакого значения. «Даже если бы они приехали по чужим паспортам и пересекли границу, им все равно не должны вменять статью 322 УК РФ, – отметила «НИ» председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. – Они же приехали к нам в поисках убежища. И чего держать детей в нечеловеческих условиях, когда у них родная тетя живет в Самаре? А несовершеннолетние – уж точно не боевики. Надо, чтобы из миграционной службы как можно быстрее прислали интервьюера и приняли у них документы на оформление статуса беженца. И тогда уголовное дело вообще должно быть закрыто, согласно статье 31 Конвенции ООН «О статусе беженца».

По словам Светланы Ганнушкиной, пока основания для задержания сирийцев остаются неясными. «Каким образом определили, что паспорта у курдов не такие, как привыкла видеть наша пограничная служба, непонятно. Кроме того, семья сразу заявила, что они хотят подавать на статус беженцев. Никаких претензий к ним и быть не могло. Они же не из Англии или Франции прибыли, а бежали из Сирии, где идет страшная война», – добавила «НИ» г-жа Ганнушкина.

«У Хасана два паспорта – в иракском нет российской визы, а сирийский паспорт признали недействительным. Поэтому их не отпускают из аэропорта, хотя и залог оплачен. Пока надеемся на миграционную службу – чтобы сотрудники ФМС начали оформлять им временное убежище. Но может и иракское посольство побеспокоиться и посодействовать в получении российской визы. Этот вариант тоже надо рассматривать», – сказала «НИ» адвокат «Гражданского содействия» Роза Магомедова.

"