Posted 27 сентября 2015,, 21:00

Published 27 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:18

Updated 8 марта, 02:18

Как в кино

Как в кино

27 сентября 2015, 21:00
В субботу 26 сентября на КПП «Куничина гора» на мосту через реку Пиуза состоялось историческое событие. В стиле кино о разведчиках обменяли офицера эстонской Полиции безопасности (КаПо) Эстона Кохвера, осужденного в России за шпионаж, на его бывшего коллегу Алексея Дрессена, отбывавшего в Эстонии тюремный срок за перед

Обмен выглядел точно так же, как и в легендарном фильме «Мертвый сезон»: с обеих сторон к мосту подъехали машины с сотрудниками российских и эстонских спецслужб, КПП на время обмена закрыли, после кратких переговоров Кохвер и Дрессен вышли на мост – и каждый из них отправился домой.

«Хочу поблагодарить всех, кто помог моей семье справиться без меня, и всех, кто помог мне во время нахождения в тюрьме и помог вернуться, наконец, в Эстонию», – сказал Кохвер на первой после возращения пресс-конференции в Тарту. Ожидается, что в ближайшее время он продолжит свою работу в КаПо. В свою очередь, вице-президент российской Ассоциации ветеранов группы спецназа ФСБ «Вымпел» Владимир Грибов считает, что Дрессена в России так же ждет продолжение работы и, возможно, даже государственная награда.

Дела обоих разведчиков вызвали большой резонанс в обеих странах. Российские агентства, со ссылкой на источник в спецслужбах, сообщили, что начиная с 1990-х годов 48-летний Дрессен добывал для российского ФСБ ценную информацию о деятельности разведок США и Великобритании в странах Балтии. Настолько ценную, что с ее помощью удалось разоблачить даже несколько агентов западных разведок и пресечь попытки вербовки высокопоставленных российских чиновников.

Дрессен и его супруга Виктория были арестованы в конце февраля 2012 года в аэропорту Таллина, откуда они собирались вылететь в Москву. Российского разведчика задержали, когда его жена уже находилась на борту самолета. При обыске у нее обнаружили флешку с секретной информацией. Непосредственно перед своим арестом Дрессен занимался по работе «экстремистскими движениями» (таковыми в Эстонии считают значительное количество организаций, не считающихся в России экстремистскими – прежде всего, ряд организаций, связанных с российскими соотечественниками), что вызвало дополнительный интерес к процессу над ним. В июле 2012 года эстонский суд признал Дрессена виновным в госизмене и передаче внутриведомственной информации и приговорил его к 16 годам лишения свободы. Виновным в пособничестве госизмене признали и его жену. Интересно, что хотя, по данным эстонского правосудия, Виктория Дрессен (предприниматель, имевшая бизнес, связанный с Россией) выступала в роли курьера мужа с 2000-х годов, ей дали 6 лет условного срока и освободили на второй день после ареста.

Предположения о том, что Дрессена в Москве так или иначе не бросят (ведь он проработал в КаПо на сравнительно высоких должностях чуть ли не с момента ее создания, а следовательно, мог располагать очень ценной информацией), в эстонской прессе появлялись давно. Спорили только о кандидатуре для обмена: эстонских шпионов все-таки в России ловят не так часто. И вот кандидатура нашлась – Кохвер. Кстати, он проработал в КаПо чуть меньше Дрессена: пришел туда в 1996 году, успев окончить при советской власти школу милиции.

По официальной эстонской версии, 5 сентября 2014 года Кохвер, якобы проводивший в тот момент операцию против контрабандистов на эстонско-российской границе, был похищен близ КПП «Лухамаа» (то есть прямо с территории Эстонии) некими «вооруженными неизвестными лицами». ФСБ России, напротив, утверждает, что сотрудник эстонской спецслужбы был задержан на российской стороне границы при проведении агентурной операции. Причем пойман он был что называется с поличным: с пистолетом Taurus с патронами, с 5000 евро, спецтехникой для ведения скрытой аудиозаписи и разведывательным заданием. Адвокат Кохвера заявил, что его клиент заключил сделку со следствием, признав вину в шпионаже. 19 августа 2015 года Псковский областной суд приговорил эстонца к 15 годам заключения в колонии строгого режима и штрафу в размере 100 тысяч рублей.

Вряд ли после обмена тайн в делах Кохвера и Дрессена для широкой публики станет меньше. Оба разведчика, как водится в подобных ситуациях, будут молчать и если что-то и расскажут, то только в мемуарах – как и прототипы фильма «Мертвый сезон».

"