Posted 27 сентября 2009,, 20:00

Published 27 сентября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:26

Updated 8 марта, 07:26

Подарки «шведского стола»

27 сентября 2009, 20:00
В Польше разгорелся скандал вокруг шведского мяса, которое, несмотря на то что срок его годности истек еще в прошлом веке, попало на национальный продовольственный рынок. Новость вызвала в обществе живейшую дискуссию на тему «Что мы едим?» и «Куда смотрит правительство?» Тем более что испорченный продукт даже поступал

Объективности ради заметим, что 185 тонн мяса «не первой свежести» поступили в Польшу еще два года назад. Консервы были изготовлены в Швеции в 1983 году, предназначались для армии и долгие годы пребывали на правительственных стратегических складах. Но в 1999-м шведское правительство решило избавиться от залежавшегося продукта и нашло фирму, которая приобрела его за бесценок для последующей переработки на корм для животных. В течение восьми последующих лет желающих купить этот продукт так и не нашлось, пока в 2007 году им не соблазнилась некая фирма из Кракова. Причем к производству кормов она никакого отношения не имела.

Нельзя сказать, что реализация испорченного продукта шла очень уж активно. Тем не менее его охотно покупали производители пельменей, голубцов, колбасы и прочих мясных изделий, а также продуктовые магазины. Некоторая, и немалая, часть партии «разнообразила» ассортимент детских садов, школ и домов для престарелых.

«Это мясо представляет опасность для здоровья», – утверждают сотрудники Краковского сельскохозяйственного университета. «Содержащийся в нем жир испорчен. Еще десять лет назад представители производителя – шведской фирмы Scan i Unilever – предупреждали, что это мясо не предназначено для человеческого рациона, а может использоваться исключительно как добавка при изготовлении кормов для «братьев наших меньших». Директор зарубежного отдела шведского департамента здоровья животных Иоахим Хольмдахлен, с которым пообщались журналисты польского телевидения, признал, что мясо было продано шведским правительством «только из экономических соображений, чтобы не пропали вложенные в его производство деньги».

Тем временем официальный Стокгольм утверждает, что проблема не стоит выеденного яйца. Министерство сельского хозяйства Швеции, вопреки мнению специалистов даже санитарных служб этой страны, считающих, что партия продукта должна быть уничтожена, продолжает уверять, будто мясо вполне пригодно для употребления.

«Это, конечно, скандал, – заявил «НИ» эксперт Краковской сельхозакадемии Гжегож Скшиньский. – В таких случаях польской стороне надо не столько прислушиваться к мнению правительства той страны, откуда поступает испорченный продукт, сколько руководствоваться своими национальными интересами, заботиться о здоровье сограждан, вплоть до ужесточения внутренних санитарных нормативов. Не надо при этом бояться подпортить отношения с другими государствами ЕС, ведь приоритетными должны быть вопросы здоровья нации, а не спущенные нам нормы евростандартов, тем более если и они нарушаются».

Подобного рода скандалы в межгосударственных отношениях последнее время не редкость. Еще не стерлась из памяти громкая мясная эпопея, когда Москва ввела эмбарго на поставки продукции из Польши в связи с появлением в России индийской буйволятины, выдававшейся за польскую говядину. Путем немалых усилий с обеих сторон год спустя эмбарго удалось отменить.

А летом 2008-го разгорелся новый мясной скандал с польским участием. На этот раз возмутившийся стороной оказалась Германия, куда из Польши прибыло 500 тонн испорченного мяса индейки. Немецкая торговая сеть «Метро», после появления в местных СМИ сведений о «польском подарке», вынуждена была изъять всю оставшуюся индюшатину из продажи.

В нынешней же истории, как сказал «НИ» г-н Скшиньский, одно утешает: по счастливой случайности пока в Польше никто мясом «со шведского стола» не отравился.

"