Posted 27 августа 2009,, 20:00

Published 27 августа 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:14

Updated 8 марта, 07:14

Саамские близнецы

Саамские близнецы

27 августа 2009, 20:00
Двенадцать черепов, хранящихся в запасниках государственного исторического музея в Стокгольме, стали причиной серьезного межнационального конфликта в Швеции. «Мертвые головы» были похищены шведскими учеными из саамских могил на кладбище северного поселка Йоккмокк в 1915 году для проведения расово-биологических исследов

Саамы подозревают, что официальный Стокгольм, руководствуясь политическими и экономическими причинами, дал негласное указание музейщикам «держать оборону». «Посмотрим, как бы заговорили шведы, если бы саамские исследователи похитили серебро из замков аристократии и отказывались его вернуть под тем предлогом, что оно необходимо им для проведения шаманских обрядов», – саркастически заявил один из саамских активистов, добивающихся прекращения «почти столетнего надругательства» над святынями. «Любопытно, что о древнем возрасте черепов и их ценности для исследователей музей вспомнил лишь сейчас, когда мы потребовали возвращения реликвий. До сих пор они просто пылились в запасниках без всякой пользы», – заметила в этой связи на встрече с журналистами Роз-Мари Хуува, саамская поэтесса, собирающая подписи под петицией к правительству с требованием вмешаться в спор и поддержать 30-тысячное коренное население.

«Черепа необходимы для исследований, это настоящие сокровища, которые нельзя зарывать в землю», – стоит на своем директор исторического музея Ларс Амреус. Впрочем, в последние годы Швеция, следуя примеру других западных государств, основательно почистила свои кладовые в поисках реликвий, связанных с колониальным прошлым. К примеру, этнографический музей торжественно передал канадским индейцам племенной тотем, вывезенный из-за океана в XIX веке, Лундский университет вернул австралийским аборигенам несколько черепов их предков. Исторический музей в Стокгольме сам обратился к правительству страны с просьбой удовлетворить ходатайство представителей коренного населения Гавайских островов о передаче на родину пяти черепов туземцев тихоокеанского архипелага, вывезенных в Швецию в 1880 году для расовых исследований. «В возвращении этих останков истинным хозяевам заключено гигантское символическое значение», – торжественно мотивировал свое обращение к правительству все тот же Ларс Амреус. Дело в том, что Швеция в XIX – начале XX веков была мировым лидером по расово-медицинским исследованиям. У антропологов Третьего рейха расово-биологический институт, действовавший в городе Упсала, стал образцом для подражания. Шведские «спецы» разделили тогда человечество на обладателей «коротких черепов», являвшихся, по их мнению, признаком неполноценности, и «длинных», носители которых – в основном лица германской расы – считались наиболее продвинутыми представителями гомо сапиенсов. С «неполноценными» рекомендовалось не вступать в сексуальную связь во избежание деградации нации, а им самим следовало всячески препятствовать в попытках продолжения рода. Для разделения людей «на чистых» и «нечистых» и дальнейшего развития расовой теории шведы свозили на родину сотни черепов со всего света, измеряя их вдоль и поперек. Любопытно, что к обладателям «коротких» черепов эксперты из Упсалы отнесли не только саамов, но и финнов, хотя с самой Финляндией Швеция поддерживала самые тесные и дружеские отношения.

Крах Третьего рейха заставил Швецию отказаться от продолжения подобных изысканий. Сохранившиеся «предметы исследований» были выброшены на помойку или заняли место в музейных запасниках и университетских хранилищах. Однако с саамскими черепами случилась заминка. Ведь речь идет о борьбе за куда большие ценности, чем старые кости. Саамы, еще в XVII веке населявшие почти половину территории нынешней Швеции, были с тех пор оттеснены далеко на Север. В последние годы, однако, они все активнее борются за свои права. Они хотят вернуться к своим «историческим корням», требуя передать им в собственность земли, на которых их предки традиционно занимались оленеводством, рыболовством и охотой. При этом шведские саамы указывают на пример соседней Норвегии, ратифицировавшей Конвенцию ООН по коренным народам и вынужденной следовать ее положениям. В частности, норвежские саамы имеют преимущественное право на эксплуатацию земель на севере страны. Официальный Стокгольм, как полагают представители коренного населения, держится за черепа, чтобы не дать саамам почувствовать вкус победы. Ведь в таком случае последуют новые притязания, которые со временем могут обернуться гигантскими убытками для шведской экономики.

"