Posted 27 августа 2008,, 20:00

Published 27 августа 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:50

Updated 8 марта, 07:50

НехороШОС вышло

НехороШОС вышло

27 августа 2008, 20:00
Сегодня в Душанбе начинается саммит Шанхайской организации сотрудничества, в ходе которой планируется обсудить в том числе и ситуацию в Южной Осетии. Внося этот вопрос в повестку дня, Россия надеялась заручиться поддержкой своих южных соседей. Но, похоже, ни одна из стран мира не готова вслед за Москвой признавать бывш

В Душанбе вчера уже прибыли президенты России Дмитрий Медведев, Казахстана – Нурсултан Назарбаев, Киргизии – Курманбек Бакиев, Узбекистана – Ислам Каримов. Приехали и представители стран, имеющих в ШОС статус наблюдателей, – глава Ирана Махмуд Ахмадинежад, делегации Индии во главе с министром нефти и газа Мурли Деор и Пакистана под руководством советника премьер-министра по национальной безопасности этой страны Махмуда Али Дуррани. Ожидалось также прибытие представителей Монголии. Одним из первых в Душанбе появился афганский президент Хамид Каразай (при этом международном объединении действует специальная группа ШОС – Афганистан).

Председатель КНР Ху Цзиньтао появился в столице Таджикистана еще во вторник вечером и уже успел встретиться с российским лидером. Общий саммит будет проходить сегодня, и по его результатам главы государств должны подписать Душанбинскую декларацию, в которой, как ожидается, будет отражена позиция стран-членов по последним событиям вокруг Абхазии и Южной Осетии.

Москва ждет от мероприятия очень многого – страны ШОС, преобладающую часть которых принято называть союзниками России, до сих пор избегали каких-либо комментариев на грузинскую тему, или же отделывались абстрактными словами о стремлении к миру и дипломатическому пути решению противоречий. Теперь, по всей видимости, этим государствам волей-неволей придется занять какую-то позицию. Вот только в том, что эта позиция Москве понравится, уже есть большие сомнения.

Так, например, Китай – одна из наиболее влиятельных стран-членов ШОС и вдобавок член Совбеза ООН – уже дал понять, что не будет заступаться за Россию. Позиция КНР – полное невмешательство. «Мы надеемся, что соответствующие стороны решат проблему путем переговоров и консультаций», – заявил вчера официальный представитель МИД КНР Цинь Ган.

Кстати, не решился пока признать Абхазию с Южной Осетией и Александр Лукашенко, хотя Москва всячески его на это провоцировала. Напомним, что Белоруссия является военным союзником России по Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Вчера, например, посол России в Минске Александр Суриков в очередной раз недвусмысленно заявил, что Россия «рассчитывает на признание белорусской стороной суверенитета Абхазии и Южной Осетии», но ответа пока не последовало. От Лукашенко, который активно пытается наладить связи с Евросоюзом, и даже освободил политзаключенных, пока сложно ожидать каких-то однозначных слов поддержки.

Ждали этой поддержки и от президента Казахстана Нурсултана Назарбаева – во время Олимпиады Владимир Путин уговорил своего казахстанского лидера сказать пару слов в поддержку Москвы. Но уже через несколько дней, 25 августа, в ходе встречи министров иностранных дел государств – членов Совета по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Назарбаев заявил, что «применение военной силы в ответ на действия Грузии серьезно ухудшило возможность политико-правового решения этого этно-территориального конфликта, последствия которого непредсказуемы не только для Кавказского региона».

Слова о непредсказуемых последствиях для других регионов сказаны не для проформы: преобладающая часть стран-членов и стран-наблюдателей ШОС имеют нерешенные территориальные проблемы, и признание сепаратистов для них очень некстати. В Казахстане недавно еще острой проблемой были местные казаки, в Китае – жители Тайваня, тибетцы и уйгуры, в Иране – курды, азербайджанцы и белуджи, те же белуджи в Пакистане, в Индии – Кашмир. Кроме того, многие южные соседи России связаны с Западом не менее тесно, чем с Москвой. Китай сильно зависит от американского рынка, в Киргизии стоят американские базы, в Таджикистане – наблюдатели от НАТО.

Но тем не менее российские депутаты продолжают надеяться, что у России все-таки найдутся сторонники. Правда, не скоро. Так, по мнению главы думского Комитета по международным делам Константина Косачева, которым он поделился с «НИ», поддержать Россию многим странам мешает американская пропаганда: «Сейчас еще рано говорить о признании – процесс осмысления информации еще продолжается: слишком много было искажений и ложных интерпретаций в мировых СМИ, нужно время, чтобы все встало на свои места. Но со временем, я думаю, не только страны, традиционно близкие России, но и многие государства Запада могут признать Южную Осетию и Абхазию – все-таки де-факто они никогда не были частью Грузии и потому имеют даже больше прав на независимость чем, скажем, Косово и Северный Кипр. Тут уже все зависит от выбора западных стран: захотят ли они мыслить рационально и сохранять сотрудничество с Россией или будут слепо следовать позиции США».

У политологов меньше сомнений. «У России нет сегодня никаких союзников, – категорично заявил «НИ» Сергей Караганов, декан факультета мировой экономики и политики Высшей школы экономики. – И в советские-то времена они были подневольными и ненадежными, а теперь и вообще говорить не о чем. Россия, конечно, знала, что ее никто не поддержит, просто иного выбора у нее не было. Москва приняла единственно правильное решение».

«Я думаю, что в ближайшее время Россию не поддержит никто, – соглашается в интервью «НИ» Николай Злобин, директор российских и азиатских программ американского Института мировой безопасности. – Во-первых, даже страны, критически относящиеся к Западу, не готовы идти с ним на полноценную конфронтацию. Тем более что сегодня это будет выглядеть как выступление против всего мирового сообщества. Во-вторых, во многих государствах СНГ и ШОС есть свои территориальные проблемы, которые они не хотят обострять. Максимум на что могут решиться партнеры России – перейти на признание Абхазии и Южной Осетии де-факто, то есть вывести их из-под санкций и начать экономическое и неофициальное политическое партнерство (то есть, по сути дела, перейти на тот уровень отношений, который был у России и этих республик до войны с Грузией)».

"