Рус
Eng
Российские дайверы готовы помочь шведским коллегам исследовать затонувшую субмарину «Сом»

Российские дайверы готовы помочь шведским коллегам исследовать затонувшую субмарину «Сом»
Новость

28 июля 2015, 17:02
Российские дайверы готовы помочь шведским коллегам исследовать затонувшую субмарину «Сом»

Найденная у берегов Швеции подлодка является российской. Она затонула 10 мая 1916 года, уверен исследователь из исландской компании IXplоrer оcean research Алекс Макс. Он сообщил шведским коллегам о местонахождении субмарины.

«Подлодка затонула 10 мая 1916 года, когда столкнулась со шведским пароходом «Унгерманланд»; все члены экипажа, судя по всему, погибли», — рассказал РИА Новости исследователь. По его словам, следы подлодки он искал около двух лет как в шведских, так и в российских архивах.

Информацией о пропавшей субмарине поделился в своем Twitter глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков. «В водах Швеции нашли-таки российскую подлодку. Подозрения властей полностью оправдались - она затонула там еще в 1916-м году. Долго искали…», - написал Пушков в своем микроблоге Alexey_Pushkov .

Также сегодня стало известно, что российские дайверы готовы провести совместную с Швецией экспедицию к месту гибели российской подводной лодки, обнаруженной у берегов Швеции. «Если будет соответствующая возможность или приглашение от шведской стороны, то мы готовы провести совместные исследования, чтобы собрать максимальное количество информации и передать его в министерство обороны и придать этой подлодке и ее экипажу статус братской могилы и воинского захоронения», - сообщил РИА Новости во вторник руководитель поискового проекта «Поклон кораблям Великой Победы» Константин Богданов.

Ранее «НИ» писали о том, что 27 июля дайверы шведской компании Ocean X Тeam обнаружили в Швеции об подлодку. К месту нахождения субмарины они не опускались, а осмотрели ее с помощью робота модели ROV, оснащенного видеокамерой.

Подводное судно было построено в 1901-1902 гг. в США и было названо Fulton. После передачи России подлодку переименовали в «Сом».

28 апреля 1902 года субмарина вышла в Чесапикскую бухту, где произошла авария - на борту лодки из-за электрической искры взорвался скопившийся в прочном корпусе «гремучий газ» (смесь водорода и кислорода). В результате ожоги и отравления получили командир, четверо подводников и австрийский морской офицер.

28 апреля 1904 года при посредничестве товарищества Невского судостроительного и механического заводов (Санкт- Петербург) подлодка была приобретена Российским императорским флотом, а 31 мая 1904 года приказом Морского ведомства зачислена в состав Сибирской флотилии под именем «Сом». В июле 1904 года лодка в частично разобранном виде была доставлена пароходом из Нью-Йорка в Кронштадт и к 6 сентября достроена на Невском заводе. 26 сентября субмарина вступила в строй, в октябре прошла испытания в Морском канале, пишет ТАСС.

В связи с началом Русско-японской войны в декабре 1904 года «Сом» доставили железной дорогой во Владивосток, а 1 января 1905 года подлодка была зачислена в Отдельный отряд миноносцев в составе Владивостокского отряда крейсеров. В феврале 1905 года подлодка приведена в боевую готовность. До окончания Русско-японской войны успела совершить в окрестностях Владивостока несколько боевых походов под командованием лейтенанта князя Владимира Трубецкого.

В декабре 1914 года - январе 1915 года «Сом» перевезли в Севастополь, подлодка вошла в состав 4-го дивизиона бригады подводного плавания Черноморского флота и совершила несколько выходов в составе отряда судов, сформированного для обороны Одессы.

В августе - сентябре 1915 года была перевезена в Петроград, где пополнила состав 5-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря. В 1915-1916 годах базировалась в Мариенхамне (ныне территория Финляндии) и несла дозорную службу в южной части Ботнического залива.

10 мая 1916 года в 4 часа утра, осуществляя патрулирование в районе Аландских островов (в то время входивших в состав Российской империи), субмарина столкнулась со шведским пароходом Angermanland («Ингерманланд»). По версии капитана парохода, лодка шла под перископом в погруженном состоянии параллельным курсом, а затем повернула к пароходу. Согласно другой версии, капитан судна преднамеренно протаранил лодку, опасаясь досмотра. Все 18 человек, находившиеся на борту «Сома», погибли.

Т.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter