Posted 27 июля 2004,, 20:00

Published 27 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

В первый тайм мы уже поиграли

27 июля 2004, 20:00
К тому моменту, как украинский ЦИК прекратил прием заявлений от желающих побороться за всенародное признание на президентских выборах, кандидатскими удостоверениями обзавелись 15 человек. Документы еще пятерых претендентов находятся на рассмотрении.

Вышедшая на старт команда получилась весьма пестрой. В ней нищие и миллионеры. Экс-премьеры и экс-депутаты. Действующий глава правительства и действующий мэр Киева. Левые и правые. Коммунисты и националисты. Лидеры известных партий и их политические клоны. Заявления в ЦИК тоже несли по-разному. Кто во главе стотысячной колонны сторонников. Кто подвозил их на броневике или на поливальной машине. А кто-то являлся в ЦИК в сопровождении чуть ли не всего высшего эшелона власти.

Словом, если оценивать первый этап с позиций шоу-бизнеса, то Украина впереди планеты всей. А тем, кто скажет, что использование массовки и клоунады в качестве главных предвыборных аргументов свидетельствует о несовершенстве политической системы и нестабильности в стране, есть что ответить: политика без зрелищ сегодня на Украине не проходит. Особенно это касается оппозиции. Ну как без карнавала, о котором говорит весь Киев, попасть, допустим, на экраны проправительственных телеканалов?

Понятно и то, что главная интрига первого раунда таилась в действиях президента Кучмы, от которого все ждали выдвижения на третий срок. Однако Леонид Данилович слово сдержал и решил в третий раз не ходить в одну и ту же реку. При этом интригу с выдвижением-невыдвижением самого себя он использовал в пользу своего протеже по полной программе: заявление Кучмы, что слухи о его намерении баллотироваться в третий раз «оттянули негатив» от Януковича, дорогого стоит.

Есть, однако, основания полагать, что с прекращением приема заявлений кандидатов «двойная игра» действующего президента не закончится: человек, который еще три месяца будет держать в руках все нити управления государством, всегда может рвануть стоп-кран или сменить правила предвыборной игры. В пользу того, что это возможно, говорят два фактора. Во-первых, у Кучмы по-прежнему нет жестких гарантий собственной безопасности после ухода. Во-вторых, его вряд ли успокаивают бодрые рапорты с мест о том, как страна в едином порыве отдает свои подписи в поддержку Януковича.

Два миллиона подписей, о которых уже отрапортовал начальник штаба премьер-министра Сергей Тигипко, конечно, впечатляют, но на электоральные поля еще не выходили ни Виктор Ющенко, ни лидер коммунистов Петр Симоненко, ни главный социалист Александр Мороз. Времени для сбора подписного урожая у конкурентов более чем достаточно – страда заканчивается только 20 сентября. Но пока идет сбор подписей, Кучма будет бороться за собственную безопасность, проталкивая политическую реформу, которая так и не прошла весной этого года. Сейчас президент Украины говорит, что она может быть реализована в сентябре 2004-го. С учетом того, что проект политической реформы предусматривает передел властных полномочий, Кучма (в случае ее реализации) еще может побороться, скажем, за пост премьера, к которому и перейдет практически вся полнота власти. Если этот номер пройдет, выборы президента автоматически девальвируются.

"