Posted 27 июня 2011,, 20:00

Published 27 июня 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:17

Updated 8 марта, 06:17

Кровавые «братья»

27 июня 2011, 20:00
Процесса, который начался вчера в Камбодже, человечество не видело со времен Нюрнберга. На скамье подсудимых – лидеры Коммунистической партии Кампучии, получившей прозвище «красных кхмеров». Их обвиняют в геноциде собственного народа. С 1975 по 1979 год во имя строительства «светлого коммунистического будущего» они уни

Чрезвычайный трибунал Камбоджи, учрежденный при содействии ООН в столице страны Пномпене, приступил к рассмотрению дела последних оставшихся в живых руководителей «Демократической Кампучии» (так переименовали страну победившие «красные кхмеры»). Это Нуон Чеа, который являлся вторым человеком в партии после Пол Пота, самого известного «красного кхмера»; экс-глава МИДа Иенг Сари и его жена, экс-министр социальной защиты Иенг Тирит; глава президиума правящей партии Кхиеу Самфан. Все они после того, как их власть была свергнута в 1979 году, партизанили на территории Камбоджи, но сложили оружие в девяностых после того, как правительство пообещало не преследовать их. Только начиная с 2003 года, под давлением камбоджийской и международной общественности, власти начали расследование преступлений «красных кхмеров».

Главный обвиняемый Салот Сар, известный под псевдонимом Пол Пот, до суда не дожил: он скончался в 1998 году. Правда, перед смертью он все-таки понес пусть и символическое, но наказание. «Красные кхмеры» приговорили его, уже смертельно больного, к пожизненному заключению, которое он отбыл в своем доме в джунглях на границе с Таиландом. Наказание Пол Пота было требованием правительства и непременным условием начала мирных переговоров.

Процесс, начавшийся в Пномпене, обещает стать долгим. Конечно, доказательств против подсудимых предостаточно: одно чтение свидетельских показаний может затянуться на много месяцев. Однако у подсудимых все-таки есть шанс уйти от возмездия. Так, Иенг Сари может рассчитывать на оправдательный приговор, потому что в 1979 году, сразу после свержения режима «красных кхмеров», уже был заочно приговорен к смертной казни. Но после того, как он сдался, его помиловали декретом короля Нородома Сианука. Остальным подсудимым, если они надеются на оправдание, приходится рассчитывать только на преклонный возраст (самой младшей из них, Иенг Тирит, – 76 лет) и на психиатрическую экспертизу, которая теоретически может признать их невменяемыми.

Действительно, поверить в то, что «Демократической Кампучией» управляли люди психически здоровые, достаточно сложно. Захватив власть в 1975 году, «красные кхмеры» задались целью уничтожить все, что связано с современной цивилизацией. Жители городов были объявлены «носителями бацилл капитализма» и отправлены в деревню. Любая собственность подлежала обобществлению. Причем к «обобществленной собственности» зачастую относились даже дети, которых отнимали у родителей и передавали «на воспитание партии» (это будет одним из пунктов обвинения против Иенг Тирит). «Феодальным предрассудком» объявлялось даже человеческое имя. Во времена «красных кхмеров» камбоджийцы даже не знали своих правителей по именам: Пол Пот официально именовался «брат № 1», Нуон Чеа – «брат № 2», Иенг Сари – «брат № 3», умерший в 2006 году начальник штаба армии Та Мок – «брат № 4», Кхиеу Самфан – «брат № 5». Нарушителей безумных правил «красных кхмеров» ждала смерть. Впрочем, в «Демократической Кампучии» убивали за многое. Только в декретах Пол Пота смерть предусматривалась более чем за две сотни (!) видов «преступлений»: за принадлежность к «враждебным классам», за вероисповедание (в стране были уничтожены все христиане, почти все мусульмане и буддийские священнослужители), за «тунеядство» и даже «за выражение неподобающих эмоций» – смех без разрешения партийной организации, например.

"