Posted 27 мая 2014,, 20:00

Published 27 мая 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:17

Updated 8 марта, 04:17

Мустафа аль-Факих

27 мая 2014, 20:00
О том, какие изменения произойдут в политике Египта, «НИ» поговорили с начальником управления администрации бывшего президента этой страны, экспертом по вопросам внешней политики, доктором Мустафой аль-ФАКИХОМ.

– Еще до начала выборов практически ни у кого не вызывала сомнения победа Ас-Сиси. Вы не ждете сюрпризов после выборов? Признает ли весь Египет победу Ас-Сиси?

– Едва ли будут какие-то сюрпризы. У Ас-Сиси объективно высокая поддержка в обществе. Он человек смелый, сумел сместить «Братьев-мусульман», которые, как всем стало очевидно, ведут страну к катастрофе. Можно вполне сказать, что с «Братьями-мусульманами» сейчас покончено. Сейчас их популярность упала до минимальной отметки, начиная с момента основания движения в 1928 году. Раньше что было? Власть была против них, а часть народа испытывала к ним симпатии. А сейчас и народ, и власть определенно против них.

– Как вам кажется, надолго ли Ас-Сиси останется у власти?

– Хотелось бы, чтобы он остался надолго. Лимит революций Египет, можно сказать, исчерпал. Но, разумеется, ничего гарантировать нельзя. Во-первых, проводится антитеррористическая операция на Синае, во-вторых, есть угроза в Ливии, где на фоне нестабильной ситуации обосновались силы, желающие повлиять на ситуацию в Египте, в-третьих, есть проблемы с нашими соседями на юге. Значительное количество угроз может привести к неожиданностям.

– Политику в Египте часто рассматривают через призму противостояния других государств, Саудовской Аравии, Катара, США, Израиля.

– Я не считаю, что это верно. Египет – это все-таки не Ливан, это крупнейшая страна арабского мира. К тому же у нас сильная армия. До определенного момента она молчит, но всегда может сказать свое слово. Что касается внешних игроков, то Саудовская Аравия прекрасно понимает, что Египет должен быть стабильным государством: если будет нарушена стабильность в Египте, то она будет нарушена и в Саудовской Аравии. Катар – другая история. Они вмешиваются всюду, от Ливана до Дарфура. Мы раньше думали, что отношение Катара к Египту определись плохими личными отношениями Мубарака с отцом нынешнего эмира. Но Мубарака у власти нет, эмир в Катаре другой, а отношения не самые лучшие. Значит, дело в самой сути политики Катара. С США у нас на официальном уровне отношения не плохие. Но думаю, что единства по «египетскому направлению» там нет. Президент Барак Обама поддерживал и до сих пор поддерживает «Братьев-мусульман», Пентагон, многие в Госдепе и Конгрессе поддерживают египетский народ. Отношения же с Израилем будут стабильными, тем более что Ас-Сиси неоднократно заявлял, что все международные договора, в том числе о мире, будут выполняться. Да и операция, которую проводит сейчас Египет на Синае опосредованно, но тоже на пользу Израилю. Естественно, это не означает, что Египет переменит свое отношение к палестинской проблеме.

– Можно ли сказать, что с победой Ас-Сиси завершилась «арабская весна»?

– Арабский мир пережил крупные трансформации. «Арабская весна» была частью этой трансформации. Сейчас арабский мир вступает в период стабильности, который, надеюсь, продлится надолго.

"