Posted 27 мая 2014,, 20:00

Published 27 мая 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:17

Updated 8 марта, 04:17

Учтенная «тень»

27 мая 2014, 20:00
В руководстве Евросоюза придумали, как сократить дефициты госбюджетов членов ЕС. Eurostat рекомендует рассчитывать объем ВВП по-новому. Новизна заключается в том, чтобы включать в него доходы абсолютно от любого вида деятельности. В том числе и криминального. Больше всего новая методика подсчета обрадовала Италию, где
Сюжет
Бюджет

Еврокомиссии (ЕК), похоже, надоело бороться с членами Евросоюза, которые не столько не хотят, сколько не могут выполнять одно из главных экономических требований устава объединенной Европы – дефицит бюджета членов ЕС не должен превышать 3% от ВВП. Брюссель много раз угрожал штрафами и другими карами нарушителям этого правила, но воз, как говорится, и ныне там. Дефицит госбюджета по-прежнему превышает предельно допустимую величину у большинства членов ЕС, особенно в еврозоне. Чтобы не потерять лицо, ЕК неоднократно приходилось идти навстречу членам ЕС, той же Франции, например, и переносить сроки снижения дефицита до обязательных 3%. Вот в Брюсселе и придумали способ, как нарастить ВВП и соответственно уменьшить дефициты членов ЕС. Причем, сделать это без особых усилий. Для этого в Eurostat, статистическом управлении объединенной Европы, разработали новую методику подсчета ВВП. Сейчас национальные управления статистики должны включать в ВВП доходы от всех видов деятельности, которая происходит на территории данного государства, в том числе, доходы оргпреступности.

Первыми на изменение методики подсчета ВВП откликнулись в Риме. В итальянской прессе регулярно появляются победные реляции о поимке крестных отцов, но у оргпреступности, как у мифической гидры, на месте отрубленной головы вырастают три новые. Местная мафия не только бессмертна, но и очень успешна в коммерческом плане. Годовые доходы итальянской оргпреступности, по данным Ассоциации мелких и средних предприятий и компаний (Confesercenti), достигают 120 млрд. евро или 7% ВВП Италии. В главном итальянском банке – Bank of Italy, считают, что теневая экономика составляет десятую часть экономики легальной. Доходы мафии значительно превышают доходы крупнейших итальянских компаний, таких, например, как нефтяной гигант Eni, который в 2012 году продал нефти на 100 млрд. евро. Самым прибыльным бизнесом мафии являются азартные игры. Средний итальянец, включая детей и стариков, тратит ежегодно 1300 евро на игровые автоматы, лото и другие виды азартных игр. Объем легального рынка азартных игр в Италии оценивается в 76 млрд. евро, нелегального – в 10. Ростовщичество сейчас становится более выгодным и легким способом зарабатывания денег по сравнению с традиционными видами деятельности: торговлей наркотиками, контрабандой оружия, проституцией и уже приближается по доходности к азартными играм. Бандиты не только неплохо наживаются на процентах, но и отбирают у тех, кто не способен вернуть долги, акции, недвижимость и другое ценное имущество.

Мафиози энергично отмывают деньги, скупая по низким ценам активы. Они занимаются не только традиционными видами бизнеса, начиная от строительства и кончая переработкой мусора, но и активно вторгаются в новые сферы: общественное здравоохранение, транспорт, логистику и даже сельское хозяйство. Согласно данным расследования парламентского комитета из годового объема сельскохозяйственного рынка и рынка продуктов питания Италии, оцениваемого в 300 млрд. евро, на долю оргпреступности приходится 12,5 млрд.

Переход на новую методику подсчета ВВП позволит Риму увеличить ВВП почти на 2%. Учет доходов мафии значительно поможет правительству Маттео Ренци в борьбе с дефицитом госбюджета. Сотня с лишним миллиардов Риму сейчас очень пригодится. Экономические данные за первый квартал не радуют. Несмотря на ожидание экономистами незначительного роста, ВВП Италии в январе – марте этого года сократился на 0,1% по сравнению с последним кварталом прошлого года и на 0,5% по сравнению с первым кварталом 2013 года.

Россия в Евросоюз не входит, поэтому новая методика подсчета ВВП для Федеральной службы государственной статистики не является обязательной. Но, несомненно, для российских чиновников европейское ноу-хау покажется заманчивым. Все-таки у нас объем «теневой» экономики больше, чем в Италии. Ее годовой оборот, по данным Росстата, – 7 трлн. рублей (150 млрд. евро).

"