Posted 27 мая 2007,, 20:00

Published 27 мая 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:37

Updated 8 марта, 08:37

Президент Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины Милан Елич

Президент Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины Милан Елич

27 мая 2007, 20:00
В минувшие выходные закончилась провалом очередная попытка ведущих политиков Боснии и Герцеговины (БиГ) договориться о будущей реформе конституции и организации полицейских структур в этой бывшей югославской республике. О том, какое будущее ожидает БиГ, что мешает проведению необходимых реформ и о роли России в регио

– Господин президент, как вы оцениваете уровень сегодняшнего сотрудничества между Республикой Сербской (РС) и Россией?

– Думаю, что оно развивается вполне успешно, однако хотелось бы большего. Сейчас мы ожидаем начала работ на самом крупном совместном проекте – НПЗ «Босански Брод», который не так давно купила одна российская компания. Уверен, что с помощью российских специалистов предприятие уже в ближайшее время начнет работать – для того, чтобы выйти на проектную мощность, по нашим оценкам, потребуется примерно три месяца. Подчеркну, что РС имеет огромные возможности в области гидроэнергетики, которые также могли бы быть интересны российским инвесторам. Нельзя забывать и о нашем сельском хозяйстве, металлургии и туристических возможностях – все это могло бы стать почвой для более плотного экономического сотрудничества между нашими странами.

– Как вы оцениваете влияние России на Балканах? Приходилось ли вам бывать в нашей стране и какие у вас остались впечатления?

– Россия – это великая страна, и ее влияние в мире, в том числе и на Балканах, бесспорно. Балканы уже долгое время являются зоной российских интересов. Разумеется, что влияние России прямо пропорционально уровню ее собственной экономической и политической стабильности. Сейчас, когда Россия крепнет, усиливается и ее влияние в нашем регионе. В первую очередь, это относится к процессу по определению статуса края Косово, в котором Сербия рассчитывает на поддержку вашей страны не столько из-за традиционных дружеских связей, сколько из-за необходимости уважать действующее международное право. В России я был не один раз, и впечатления от этих поездок у меня самые лучшие. Москва, без преувеличения, один из красивейших городов Европы, а россияне показались мне весьма приветливыми и дружелюбными людьми.

– Как вы считаете, повлияет ли решение по статусу Косово на ситуацию в БиГ?

– Вполне возможно, что навязанное решение по статусу Косово, с которым не будет согласна хотя бы одна из сторон конфликта, дестабилизирует весь балканский регион. Думаю, что компромисс возможен только на основании международных стандартов и законов, учитывая то, что Косово – часть Сербии как государства. Если же это учтено не будет, говорить о стабильности в Сербии, да и во всем регионе, будет весьма проблематично. Относительно БиГ скажу лишь, что Республика Сербская, которую я представляю, является частью этого государства, и мы намерены во всем придерживаться Дейтонского мирного договора, который определяет статус РС. Его изменения возможны лишь с согласия представителей всех трех проживающих в БиГ народов и обеих входящих в нее автономий.

– Как вы оцениваете уровень сотрудничества с Мусульмано-Хорватской Федерацией, второй автономией, входящей в состав БиГ?

– Националистическая риторика, которой не гнушаются некоторые федеральные политики, очень напоминает ту, что звучала в БиГ в начале 90-х годов прошлого века. Все мы знаем. К чему это привело. Любой разумный человек должен понимать, что необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы помирить живущие в БиГ народы, а не стравливать их. Экономическое процветание и политическая стабильность – вот что нам нужно, а демагогия и постоянные поиски виноватых должны остаться в прошлом.

"