Posted 27 апреля 2010,, 20:00

Published 27 апреля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:58

Updated 8 марта, 06:58

Укол не зонтиком

Укол не зонтиком

27 апреля 2010, 20:00
Вчера практически одновременно украинский и российский парламенты ратифицировали соглашение о том, что Черноморский флот РФ остается в Севастополе до 2042 года. В Москве все прошло спокойно, законодатели лишь подождали, пока проголосуют коллеги. В Киеве кипели страсти – спикера забрасывали яйцами, в зале заседаний то т

Утреннее заседание украинского парламента спикер Владимир Литвин открыл из-под … зонтика. Так охранники защищали Владимира Михайловича от летевших в него яиц. Коллеги уверяют, что видели, как одно яйцо все-таки попало ему в глаз. При открытии сессии на табло зажглись цифры 211, а не необходимые для объявления начала заседания 226. Однако г-н Литвин не обратил на это внимания и под крики оппозиционеров и вой включенных ими сирен начал приводить к присяге новых депутатов от Партии регионов, которые заняли места своих коллег, вошедших в парламент после того, как часть регионалов сменила депутатские мандаты на портфели в органах исполнительной власти.

Пока одни присягали, другие отчаянно дрались. Одновременно в зале вспыхивали до пяти очагов мордобоя. Но кульминацией шоу стали дымовые шашки. Примерно на 10-й минуте заседания зал погрузился в густой дым. Депутаты начали задыхаться. Кто-то закрывал нос и рот лацканами пиджаков, кто-то прикладывал к лицу носовые платки. Время от времени БЮТ включал сирены, и создавалось полное впечатление присутствия на футбольном матче. При этом спикер, заядлый футболист, ни на секунду не делая паузы в заседании, поставил на рассмотрение законопроект, ради которого все, собственно, и собрались.

Сказать, что обсуждение проходило по сокращенной процедуре, это ничего не сказать. Представлявший документ Андрей Клюев, вице-премьер, курирующий вопросы энергетики, был краток, с места в карьер он призвал зал голосовать «за». Вслед за ним слово предоставили главе комитета по иностранным делам Олегу Билорусу, который еле сумел протиснуться к трибуне, заблокированной регионалами. Он говорил намного дольше и от имени трех профильных комитетов призвал Раду отклонить соглашение и обратиться за разъяснениями в Конституционный суд. Дело в том, что, по мнению большинства членов комитетов, президент Янукович, подписывая соглашение, нарушил статью 20 закона Украины о международных договорах. В ней, в частности, говорится, что международные договоры страны могут быть пролонгированы в соответствии с условиями, определенными самими договорами. А действующее соглашение по Черноморскому флоту предусматривает возможность его продления лишь на пять лет, а не на 25, как предусматривает подписанный в Харькове 21 апреля документ.

Больше никто ничего не обсуждал. Под крики оппозиции г-н Литвин поставил законопроект на голосование, и на табло зажглись заветные 236 голосов из 226 необходимых для ратификации. «Решение принято», – облегченно объявил забросанный яйцами спикер. При этом журналисты отметили, что в то время, когда надо было нажимать на кнопки, половина депутатов-регионалов продолжали блокировать трибуну. Кроме того, за ратификацию соглашения проголосовали законодатели, которых в тот момент физически не было в стране. В частности, бывший глава ЦИК Сергей Кивалов, который на вопрос журналистов, аккредитованных на сессии ПАСЕ в Страсбурге, каким образом ему удалось голосовать в Киеве, весело ответил: «Я секунду назад прилетел». Кстати, в разгар баталий в Раде в Страсбург улетел и президент страны Виктор Янукович, который, по его словам, из-за визита Владимира Путина в ночь с понедельника на вторник спал всего два часа. В коалиции и слышать не хотят о том, что вчерашнее заседание может быть признано нелегитимным.

Между тем под стенами Верховной Рады и после завершения ратификации продолжались драки. При этом в ход шли не только кулаки, но и ноги, палки, транспаранты и партийные флаги. Таких жестоких уличных побоищ корреспондент «НИ» не видела уже давно. Причем в основном выясняли между собой отношения не митингующие, а протестанты и представители милиции. Эмоции захлестывали и тех и других, поднявшись с земли, утираясь и отплевываясь, оппоненты продолжали выкрикивать нецензурную брань. Телевизионщики серьезно опасались за свои камеры, а милиция рекомендовала им не делать прямых включений с места событий.

«Они сейчас готовят к сдаче всю атомную отрасль», – сказала Юлия Тимошенко, выступая вчера на митинге возле Верховной Рады по окончании работы парламента. По ее словам, об этом было объявлено после встречи президента Виктора Януковича с премьером России Владимиром Путиным в понедельник. «Это значит, что сердце энергетики нашей страны – «Энергоатом», который генерирует 50% электроэнергии нашего государства, – через несколько недель может быть уже неукраинским», – отметила экс-премьер. Она объявила войну Януковичу по всем фронтам и заявила о начале акции «Я не продам Украину!».

В отличие от Украинской Рады в российской Госдуме ратификация прошла спокойно. Недовольство договором о Черноморском флоте утром высказал только лидер либерал-демократов Владимир Жириновский. «Мы не будем голосовать за ратификацию, поскольку в ЛДПР нет уверенности, что этот договор будет выполняться украинской стороной», – заявил он. Тем не менее впоследствии его фракция голосовать «против» не стала, хотя и позволила себе воздержаться. Тем более что от нее ничего не зависело – «за» было насчитано 410 голосов.

Специально созванное пленарное заседание продолжалось на Охотном Ряду больше часа. Вообще-т, народные избранники на этой неделе должны были трудиться у себя в округах, но по такому случаю охотно собрались, и зал был заполнен процентов на 80, то есть практически так же, как во время недавнего отчета премьера Владимира Путина. Поначалу шли дебаты. Депутаты рассуждали, не слишком ли большую цену платит Россия за пребывание нашего флота в Севастополе, анализировали «плюсы» и «минусы» достигнутых соглашений. Все это протекало довольно вяло до тех пор, пока спикеру Борису Грызлову не доложили по телефону, что в Киеве Рада уже ратифицировала документ. Когда радостную новость публично сообщил с трибуны единоросс Андрей Климов, дело пошло гораздо веселее. Но все равно получилось, что украинские парламентарии опередили российских коллег почти на полчаса.

Представляющий в парламенте документ председатель комитета по делам СНГ Алексей Островский признал, что «цена вопроса – недешевая», по его мнению, заключение соглашения имеет в первую очередь политическое значение. «Судя по тому, как новый курс украинского руководства яростно критикуют некоторые пронатовские силы на Украине, мы и наши партнеры находимся на абсолютно правильном пути», ? сказал он «НИ». Депутат от «Справедливой России» Олег Шеин тоже считает, что соглашение очень благоприятно повлияет на отношения двух стран, но отмечает при этом «сильный выигрыш» Украины. «Сумма, которую она получила за согласие разместить российский флот, сопоставима с годовым бюджетом страны», – подчеркнул он «НИ».

А вот независимый политик Борис Немцов назвал ратифицированный документ «грабежом страны». Для сравнения он привел пример: американский Тихоокеанский флот арендует базу на Окинаве за 800 млн. долларов в год, то есть в пять раз дешевле. «При этом флот контролирует Китай, Японию, Тайвань и защищает союзников – Австралию и Новую Зеландию, – пояснил «НИ» политик. – А Черноморский флот может быть использован только на Черном море. И если возникнет конфликт с НАТО, то корабли не пройдут через Босфор и Дарданеллы, поскольку их контролирует член НАТО Турция. Остается Грузия. Возникает вопрос, готовы ли мы за конфликт с Грузией заплатить 40 млрд. долларов». Сомневается г-н Немцов и в долгосрочности соглашения. Он не исключает, что новый президент Украины может его просто отменить. «По Конституции Украина – страна, где не может быть иностранных военных баз, – объяснил политик. – В переходных положениях, правда, есть статья, согласно которой временно на условиях аренды такие базы могут присутствовать. Но переходные положения относятся к тем договорам, которые действовали на момент принятия Конституции. Договор 1997 года действовал на момент принятия Основного закона. В отношении же нового договора переходное положение может и не иметь своей силы», – пояснил Борис Немцов.

"