Posted 27 апреля 2008,, 20:00

Published 27 апреля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:06

Updated 8 марта, 08:06

Верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана

Верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана

27 апреля 2008, 20:00
Завтра Совет министров иностранных дел Европейского союза должен дать добро на переговоры с Россией по разработке нового договора о двустороннем стратегическом партнерстве. Работа над этим договором задержалась на два года из-за вето Варшавы, считавшей, что российский запрет на импорт польского мяса и других продуктов

– Можно ли сказать, что уже сняты все препятствия для полноценных переговоров по новому договору между Европейским союзом и Россией?

– Внутри ЕС существует твердый консенсус в том, что переговоры о новом соглашении, которое заменит соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 года, должны начаться как можно скорее. Совершенно ясно, что это в интересах как Евросоюза, так и России. После того, как Россия сняла запрет на импорт из Польши мяса и растительной продукции, осталось урегулировать совсем не много практических вопросов. В настоящее время это делается, и я убежден, что мы сможем приступить к переговорам в ближайшем будущем.

– Россия и Евросоюз очень изменились с 1994 года, но подписанное тогда соглашение все равно пока служит основой наших отношений. Так чего же в нем не хватает?

– Переговоры о подписании действующего сейчас соглашения проходили вскоре после распада Советского Союза. России как государству было совсем не много лет, да и Евросоюз сегодня сильно отличается от того, каким он был в начале 1990-х. Наше сотрудничество тоже значительно расширилось со времени подписания соглашения. Об этом свидетельствует множество отраслевых договоров, которые его дополняют, а также принятые три года назад «дорожные карты» о создании четырех общих пространств ЕС–Россия. Новое соглашение должно отразить перемены как в России, так и в ЕС и заложить хорошую основу для очень широкого и многообразного сотрудничества, которое мы имеем сейчас и которое хотим еще больше расширить в предстоящие годы.

– Государства–члены ЕС имеют собственные отношения с Россией и собственные национальные интересы. Иногда они по-разному подходят к сотрудничеству с Москвой. Не станет ли новое соглашение чем-то вроде «наименьшего общего знаменателя»?

– Верно, что большинство стран союза имеют прочные двусторонние связи с Россией, как и с любым крупным международным партнером. В конечном счете, это очень положительное обстоятельство. Чем больше уз нас связывает вместе на разных уровнях, тем прочнее будут наши отношения. То же самое касается России: чем лучше ее двусторонние связи с членами союза, тем надежнее перспективы отношений между ЕС и Россией. Я не вижу риска, что новый договор будет сведен к «наименьшему общему знаменателю». Наши отношения с Москвой имеют очень важное значение, на карту многое поставлено. Я уверен, что в процессе переговоров проявится больше единства как внутри ЕС, так и между Россией и ЕС.

– Будет ли ЕС добиваться включения в текст нового документа вопроса о безопасности поставок энергоносителей? Что, по вашему мнению, следовало бы изменить в этой сфере?

– Комплекс вопросов, относящихся к энергетике, это один из важнейших элементов наших отношений с Россией. В этой области у нас очень сильна взаимозависимость, поэтому было бы естественно отразить ее в новом договорном документе. Конечно, безопасность поставок – это очень важный для ЕС вопрос. Его мы поднимаем и будем поднимать перед российскими партнерами. Но сейчас, когда переговоры даже еще не начались, было бы преждевременно рассуждать о том, какие конкретные статьи и пункты будут включены в соглашение.

– В недавнем докладе о вызовах глобального изменения климата вы отметили возможность обострения международного соперничества за контроль над природными ресурсами Арктики. Можно ли решить эту проблему в рамках нового соглашения ЕС–Россия?

– Наш общий долг – заниматься проблемой изменения климата, которая касается нас в одинаковой мере. Это отличная возможность для конструктивной совместной работы ЕС и России. Европейский союз признает, что не может быть эффективной политики в области окружающей среды без взаимодействия с Россией. Только вместе, а также с другими международными партнерами, мы можем добиться успеха. То же самое относится и к рискам в области безопасности, вытекающим из изменения климата. Нам нужно обсуждать их и смотреть, что мы можем предпринять вместе. Что касается международно-правовых рамок для Арктики, то смысл моего доклада в том, чтобы сосредоточиться на выполнении действующих соглашений и, где необходимо, укрепить правовую базу. Совершенно очевидно, что хорошо работающие отношения с Россией, построенные на партнерстве и взаимном доверии, позволят легче справляться с этими проблемами.

– Страны ЕС и Россию нередко разделяют подходы к демократическим ценностям и правам человека. Так о чем же в большей мере теперь идет речь: о «ценностях» или о «реальной политике»? Изменил ли Евросоюз свои подходы по сравнению с 1990-ми годами?

– И страны ЕС, и Россия подписались под одними и теми же текстами, которые определяют базовые европейские ценности. Это Европейская конвенция по правам человека и Хельсинкская хартия. Ссылки на эти тексты есть в действующем соглашении, и я не вижу причин не включать их в новое. Я не думаю, что Россия будет возражать. Это ценности, которые определяют, что означает «быть европейцем».

"