Posted 27 апреля 2006,, 20:00

Published 27 апреля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:17

Updated 8 марта, 09:17

Плата за страх

Плата за страх

27 апреля 2006, 20:00
Похоже, что мода на классический отдых в Турции и Крыму медленно, но верно уходит в прошлое. Туроператоры, готовящиеся к грядущему наплыву клиентов, отмечают рост числа тех, кто не желает жариться на солнце и гулять по историческим развалинам в сопровождении косноязычных гидов. По мнению экспертов, этим летом в моде бу

Нужно сразу оговориться, что большинство вариантов такого рода развлечений, предлагаемых россиянам, довольно дороги. Чаще всего речь идет об индивидуальных VIP-турах, программа которых составляется под конкретного человека или для небольшой группы экстремалов-единомышленников. Однако нетрудно предположить, что, когда мода на приключения докатится до массового потребителя, цены на поездки с оговоренными заранее приключениями и опасностями сразу пойдут вниз.

По местам боевой славы

Один из самых популярных и наиболее доступных жанров «альтернативного» туризма – посещение мест, где еще совсем недавно шли самые настоящие боевые действия. Стран, попадающих в эту категорию, довольно много, но большинство из них не могут похвастать ни развитой инфраструктурой, ни гарантиями безопасности для туристов. Эксперты «НИ» сумели найти всего две страны, поездка в которые не будет грозить ничем, кроме обилия острых ощущений.

Босния и Герцеговина. Война тут закончилась 11 лет назад, но некоторые районы страны выглядят так, как будто перемирие было заключено всего пару дней назад. Остроты добавляют танки и бронетранспортеры миротворцев из НАТО, регулярно появляющиеся на местных дорогах. Пятичасовая экскурсия по самым пострадавшим от войны местам стоит всего 100 долларов – за эти деньги вас прокатят по полуразрушенному Сараево, покажут пару-тройку оставшихся со времен войны минных полей и дадут сфотографировать огромные воронки от бомбежек 1995 года. За отдельную плату в 20 евро у вас будет возможность увидеть пещеру, в которой якобы скрывался лидер боснийских сербов Радован Караджич, а потом кинуть пару камней на минное поле. Если рука окажется твердой, а глазомер – точным, вы увидите, как взрываются настоящие противопехотные мины. Единственное неудобство состоит в том, что между Москвой и Сараево отсутствует прямое воздушное сообщение, и, чтобы добраться до боснийской столицы, вам придется сделать пересадку в Белграде. Примерный бюджет трехдневной поездки вместе с билетами – от 600 долларов.

Александр МИТЯЕВ предприниматель:
– Я ездил в Боснию в прошлом году и должен признаться, что мне там очень понравилось. Особенно порадовали японские туристы, в одной группе с которыми я оказался. Экскурсовод, видимо, для поддержания атмосферы опасности, перед началом экскурсии выдал нам бронежилеты и голубые каски. Так вот бедные японцы всю дорогу ждали, когда же по нам начнут стрелять, и гида практически не слушали. Похоже, они просто не знали, что война там давно закончилась. Так что экскурсия по руинам Сараево получилась очень веселой.

Вьетнам. Главная военная достопримечательность этой страны, которую любят показывать туристам, – «тропа Хо Ши Мина». Для тех, кто не в курсе, стоит пояснить, что речь идет о разветвленной сети подземных тоннелей, которой северовьетнамские партизаны пользовались во время войны против американцев. Из всей системы тоннелей для туристов открыт всего лишь один участок длиной с километр. Но по словам тех, кто там был, чтобы почувствовать себя настоящим вьетконговцем, достаточно проползти и 200 метров. Дело в том, что подземные норы довольно узкие, к тому же в них отсутствуют вентиляция и освещение. Зато после того, как вы выберетесь наружу, вас будет ждать сюрприз – возможность пострелять боевыми патронами из нескольких видов оружия. Ассортимент включает в себя как родной автомат Калашникова, так и трофейные винтовки М-16 и даже ручной пулемет.

Цена у развлечения вполне доступная – билет в подземелье стоит 5 долларов, один патрон на стрельбище – примерно полдоллара. Добираться до «тропы Хо Ши Мина» нужно из города, ранее известного как Сайгон, где за 50 долларов на весь день можно взять такси, оборудованное кондиционером, которое подождет, пока вы вдоволь не наиграетесь в «войнушку». Главный минус поездки во Вьетнам – относительно высокая стоимость перелета. В разгар туристического сезона цена авиабилетов может доходить до 1000 долларов. Общий бюджет на 7 дней – от 1500 долларов.

Александр АСТАХОВ, PR-директор ИД «МОЛОТОК»:
– Перед тем, как спустить нас в тоннель, местный гид завел нас в специальную комнатку, завешанную портретами дядюшки Хо (так вьетнамцы называют Хо Ши Мина), и долго читал нам лекцию о том, как доблестная армия Вьетконга громила американских захватчиков. Я, честно говоря, чуть не заснул. Правда, когда нам показали ямы-ловушки с наколотыми на колья манекенами янки, сон как рукой сняло – выглядело это очень реалистично. Еще один важный момент – далеко не все лазы в тоннелях являются проходимыми. Дело в том, что они рассчитаны на мелкокалиберных вьетнамцев, и европеец легко может там застрять. Ощущения, прямо скажу, непередаваемые…

Теперь ты в армии

Однако есть люди, которых интересуют не дела давно минувших дней, а военная техника как таковая. Специально для них с недавних пор появилась специальная услуга – так называемый военный туризм. Сразу оговоримся – на сегодня эта услуга доступна лишь состоятельным людям, поэтому большую часть клиентов фирм, занимающихся этим сегментом туристического рынка, составляют иностранцы. К тому же договориться с нашими военными о прокате боевой техники и продаже боеприпасов для стрельб гораздо проще, чем с их коллегами в США или Европе. Именно поэтому на сегодня Россия является лидером в этой сфере услуг.

Хочешь бомжевать в Европе – плати 20 евро в сутки.
Фото: АП

Россия. «Вы всю жизнь мечтали стать летчиком, но злая судьба сделала вас банкиром? Не отчаивайтесь – у вас есть шанс все исправить!» – такими словами начинается рекламный проспект одной из российских фирм, занимающихся военным туризмом. Для того чтобы почувствовать себя истребителем, нужно не так уж и много – достаточно пройти краткий медосмотр, выслушать инструктаж, заплатить в кассу от 3 до 10 тыс. долларов (в зависимости от типа самолета и длительности полета), и вот вы уже сидите за штурвалом самолета в качестве второго пилота. Единственными ограничениями являются вес и возраст – будущий пилот должен весить не больше 120 кг, быть не моложе 16 и не старше 75 лет. В программу полета включены фигуры высшего пилотажа, подъем на высоту 25 км и переход звукового барьера. Вам даже дадут возможность немного «порулить» истребителем. Единственное, что может вызвать неудобства, так это необходимость согласовывать время полета очень-очень заранее – большинство фирм требуют предоставить им документы как минимум за две-три недели.

Тем, кто интересуется наземной техникой, повезло больше: ее прокат и стоит дешевле, и ассортимент гораздо шире. Например, поездка на БТР для экипажа из 6 человек обойдется вам просто в смешную сумму – 470 долларов на всех, а посидеть в башне самого современного Т-90 можно за 970 долларов. Ну а если и это вам не по карману, тогда можно воспользоваться третьим вариантом – просто взять в руки оружие и как следует отстреляться. Список доступного оружия обычно включает в себя как минимум пять наименований – от пистолета до тяжелого пулемета, а цена на боеприпасы может колебаться от 2 до 20 долларов за патрон.

США. Если же вам хочется почувствовать себя танкистом –освободителем какой-нибудь другой страны, то наш вам совет – отправляйтесь в город Сант-Принстон, штат Миннесота. Именно там с мая по октябрь у вас будет возможность представить себя механиком-водителем нашей легендарной «тридцатьчетверки», непонятно каким ветром занесенной в американскую глубинку. Заокеанские цены пугают своей демократичностью – за получасовую прогулку по пересеченной местности экипаж из двух человек должен уплатить всего-навсего 120 долларов. В эту цену включены: полевая форма, три холостых снаряда, обстрел танка из артиллерийских орудий и инструктаж, во время которого вас научат не только управлять бронированной махиной, но и обращаться с несколькими видами стрелкового оружия.

На дне

Большинство преуспевающих людей часто задают себе один простой вопрос: а чтобы со мной было бы, если бы я не стал богатым? Теперь у них есть возможность получить ответ – для этого достаточно заплатить немного денег и оказаться в тюрьме или под забором. На время, разумеется.

Россия. Как бы странно это ни звучало, но толчок развитию массового российского тюремного туризма дало «дело» Михаила Ходорковского. Толпы иностранцев, наслышанных о судьбе опального олигарха, решили испытать на собственной шкуре, что такое российская зона. Возможность познакомиться с бытом сидельцев и даже стать одним из них входят в программу поездки по Золотому кольцу России. Так, обзорная экскурсия по одной из зон Ярославской области обойдется иностранному туристу всего в 950 рублей, а за дополнительную плату он сможет отведать баланды, посидеть в карцере и даже выпить с зэками чифирю. Несколько дней проживания в тюрьме обойдутся в 3 тыс. долларов, но пока никто из экскурсантов такого желания не изъявлял.

Бельгия. Если у вас нет тысяч долларов, а побороть желание посидеть в тюрьме не получается, вам просто необходимо отправиться в бельгийский город Брюгге. Именно там несколько лет назад появился аттракцион под названием «Публичная добровольная автоматическая тюрьма для индивидуального заключения». Тюрьма представляет собой сооружение из алюминия, размером и формами напоминающее советскую телефонную будку и закрывающуюся бронированной дверью. Удовольствие посидеть в этом «каземате» стоит всего 1 евро – после того, как вы кидаете монетку в щель автомата, дверь закрывается, и следующие 5 минут (раньше дверь не откроется) любители острых ощущений проводят наедине со своими мыслями и страхами.

Латвия. В этой стране под нужды тюремного туризма переоборудовали бывшую советскую зону. Всего за 80 долларов посетителям расскажут историю «заведения», дадут посидеть в камере, помаршировать по двору и даже сходить на прием к тюремному врачу. Те, кому понравится обстановка, имеют возможность остаться в тюрьме на ночь (разумеется, за отдельную плату). Вариантов размещения несколько – можно спать в кровати надзирателя, на нарах в камере или же провести ночь, как и полагается настоящему преступнику, на допросе у следователя. Кстати, места в латвийской тюрьме надо заказывать за месяц.

Нидерланды. Если вас интересует, что становится с теми, кто все же покидает тюрьму, то лучше всего отправляйтесь в Амстердам. Одна из местных благотворительных организаций всего за 20 евро предоставит вам возможность почувствовать себя на сутки настоящим бомжом. Турист должен сдать менеджеру все свои документы, деньги и ключи от гостиничного номера, а взамен получает от организаторов опытного бродягу, выполняющего при нем роль консультанта и ангела-хранителя. Правда, пропитание и ночлег новоиспеченный бомж, как и положено, должен искать самостоятельно – к его услугам существующая в городе сеть бесплатных кафе для бездомных, передвижные пункты питания Армии спасения и 1720 спальных мест в городских ночлежках.

КОММЕНТАРИИ

Алена СВИРИДОВА, певица:
– Не знаю, можно ли назвать экстремальным туризмом дайвинг. Сильное впечатление произвело ныряние и подводное плавание с китами в тихоокеанском королевстве Тонго. По-моему, это все равно, что встреча с пришельцами. Случалось нырять на Большом Барьерном рифе. Я полагаю, если есть время и материальная возможность, то посетить какой-нибудь из подобных уголков нужно обязательно. Хотя у меня такие мероприятия носят характер спонтанной гениальности – вдруг откуда-то поступает очередное предложение, и я, образно выражаясь, плыву по воле волн.

Андрей САВЕЛЬЕВ, депутат Госдумы от партии «Родина»
– Отошел я от экстремального туризма. Последний раз был в 1997 году – сплав по горной реке в непальских Гималаях. Сейчас же времени не хватает, Я человек семейный. А если учесть, что общие расходы составляют, самое меньшее, 2000 долларов на нос... Есть, так сказать, российские варианты – например, сплав по реке Белой. Но это опять же связано с существенными затратами на дорогу, на снаряжение.

Виктор ЕРОФЕЕВ, писатель:
– Недавно я вернулся из довольно экстремального путешествия по маршруту Москва–Рим, которое совершил в конце февраля – начале марта. Ездил с семьей – с женой и семимесячной дочкой. Проехали Украину, Венгрию, Италию, Францию, Германию, Польшу, Белоруссию – 11 тысяч километров. Меня отговаривали друзья, но я все равно решился. Разнообразных впечатлений, конечно же, масса. Особенно запомнилась дорога от Ровно до Львова – снежная пустыня, темнота, минус 15 градусов, нет никого. На обратном пути тоже был интересный момент: как только миновали польско-белорусскую границу, опустился густейший туман, видимость – пара метров, свет от фар буквально материализовался в виде двух молочных потоков. Долгая дорога плюс ответственность за семью – серьезное испытание. В ближайшее время собираюсь в Китай, но это по моим книжным делам. А еще хочется посетить Иран».

Беседовал Денис КОЛЧИН

"